На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Космос

8 382 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Бороздин
    Мой алгоритм - в статье на Самиздат и дзен "Библия как научный источник истории Мира"Единый алгоритм э...
  • дмитрий Антонов
    прошу прощения, меня тут небыло давно. А где Юрий В Радюшин? с Новым 2023 годомБыл запущен первы...
  • дмитрий Антонов
    жаль, что тема постепенно потерялась. а ведь тут было так шумно и столько интересного можно было узнать, помимо самих...Запущен CAPSTONE ...

Сага о Росатоме. Урановые подземелья. Часть 5. Болгария

Заметка коротенькая - так ведь и страна небольшого роста.  
 
 Почему-то я был уверен, что советский атом в СЭВ начался с  Германии и Чехословакии - уран там найден был за сотню лет до того. А  вот Болгария взяла, да и удивила!.. Впрочем, это только в том случае,  если верить публикациям постоянного болгарского автора «Военного  обозрения» Ивану Иванову. Вот только о самом авторе этот сайт не  сообщает ничего, а Иванов какими бы то ни было ссылками «не угощает».  Остается верить человеку, который пишет о своей родине…         
  По версии Иванова, в ноябре 1944 в только-только освобожденную Болгарию  прибыла очень серьезная, представительная делегация из Советского Союза.  Для сведущих достаточно назвать фамилию руководителя - Валентин  Александрович Кравченко, начальник 4 спецотдела НКВД. Ни о чем не  говорит? А слово "шарашка", Королев, Туполев, Поликарпов, Стечкин? Вот  все до одной "шарашки" были в ведении именно 4-го спецотдела:  конструкторские бюро, опытные предприятия по всему Союзу. Чего приехал?  Так ведь кому братущки-славяне, а кому - официальный союзник нацистской  Германии, вступившей в войну против СССР в 1941. В ведомстве Лаврентия  Павловича на память никто не жаловался - вот и прибыл товарищ Кравченко  напомнить народную сицилийскую мудрость, часто употребляемую в роду  Корлеоне: долг платежом страшен. Информация от Иванова весьма точно  совпадает воспоминаниями Павла Судоплатова: в своих мемуарах он писал об  этом визите Кравченко, совпадает у Иванова и Судоплатова имя человека,  первоначально руководившего урановыми делами в Болгарии – Игорь  Александрович Щорс (троюродный брат «того самого» Николая Щорса. штатный  сотрудник НКВД, при этом – горный инженер по образованию), вот только  биографии этого человека, как и раньше, не удается. Если исходить из  того, что организация района поиска возле села Готен Софийской области  началась осенью 1944-го, то участие НКВД в такой работе вполне  оправдано. Но еще раз повторю: кроме воспоминаний Судоплатова и  публикаций Ивана Иванова, информации об участии лично Валентина  Кравченко и Игоря Щорса я нигде не обнаружил. Но сохранились реальные  документы, доказывающие, что советский атом в Европе начинался именно в  Болгарии. И такую скорость и точность можно объяснить только наличием  какой-то именно разведывательной информации.       
 
27 января 1945 ГКО выдал постановление № 7408: ««Совершенно секретно, особой важности.
  1. Организовать в Болгарии поиски, разведку и добычу урановых руд на  урановом месторождении Готен и в его районе, а также геологическое  изучение других известных или могущих быть открытыми месторождений  урановых руд и минералов.
 2. Поручить НКИД СССР (т. Молотову)  провести переговоры с правительством Болгарии о создании смешанного  болгарско-советского акционерного общества с преобладанием советского  капитала для производства поисков, разведки и добычи урановых руд на  урановом месторождении Готен и в его районе, а также производства  геологического изучения других известных или могущих быть открытыми в  Болгарии месторождений урановых руд и минералов.
 
 Переговоры с  болгарскими властями и всю документацию по созданию и оформлению  акционерного общества проводить, именуя месторождение радиевым». 
   Вряд ли переговоры с правительством Георгия Димитрова были слишком  сложными – он прекрасно понимал, насколько важными и срочными являлись  на тот момент любые вопросы, касавшиеся урана и ядерного оружия. Уже 9  ноября 1945 года организационные работы закончились: в этот день за  подписью Л.П. Берии как заместителя председателя Совнаркома появилось  постановление №2853-828сс  «Об организации Советско-Болгарского горного  общества». Традиционное для всего нашего атомного проекта умалчивание,  но тут оно было достаточно прозрачным. Возглавил СБГО на основании этого  постановления Федор Яковлевич Гуков, предвоенная и военная биография  которого – очередное «белое пятно». С какого времени этот горняк из  Макеевки оказался в атомном проекта – сказать трудно, но с работой он,  как у донецких принято, справлялся уверенно. И в Болгарии, и в Эстонии,  где он с 1947 до 1960 сначала создал, а потом возглавил урановый  горно-обогатительный комбинат. Перебирая странички истории  восточно-европейской части нашего атомного проекта, мы снова и снова  видим в деле людей Донбасса…  
До 1956 года вся урановая добыча  Болгарии была сосредоточена вокруг одного месторождения – Бухово, но это  и понятно, поскольку оно было самым крупным: до 1990 из него извлекли в  общей сложности 4 220 тонн урана. А с 1956 новые месторождения  появлялись практически каждый год, вплоть до 1988. Всего их на  территории Болгарии было 48 – Курило, Белая Искра, Доспат, Смолян,  Партизанская Поляна, Селище, Сливен… В 1956 Советско-Болгарское Горное  Общество было реорганизовано в управление «Редкие металлы», уверенно  работавшее до 1990 года. Общее количество урана, добытого до этого  времени – 16 255 тонн.  В 1990 советская власть в Болгарии  закончилась, и в том же году были закрыты все до одной шахты,  горно-обогатительные комбинаты в Бухово и Елешнице: Европа начала  «борьбу за экологию».  
Впрочем, поведение Болгарии после ее выхода из  сферы влияния СССР и России больше всего похоже на поведение престарелой  проститутки, готовой выполнять любую прихоть клиента, положившего на  нее … глаз.  В 1974 году был введен в строй 6-й реактор АЭС  Козлодуй – станция вырабатывала 3 760 мегаватт. До 2002 года, когда  Болгария получила приказ на вступление в ЕС – ни аварийных ситуаций, ни  перебоев с поставками топлива, ни проблем с ОЯТ. Но приказ есть приказ, и  за ради все той же экологии Болгария закрывала в год по одному  реактору, и с 2006 их осталось два (5й и 6й). К 2010 Болгария с  удивлением обнаружила, что ей … не хватает электроэнергии Кто бы мог  подумать!.. Задачка на логику: если у вас в стране без единого нарекания  работает советская АЭС, ныне обслуживаемая Росатомом, к кому вы  обратитесь с предложением построить еще один блок? Болгарский ответ –  замечателен: к японцам! В 2013 правительство Болгарии начало переговоры с  корпорацией Toshiba – чтобы японцы построили им седьмой блок АЭС по  американской технологии. Вот текст от правителей Болгарии: «Американский  двухконтурный водно-водяной ядерный реактор с водой под давлением  широко использует системы пассивной безопасности и стал первым реактором  поколения III+, получившим сертификат NRC. По словам министра Стойнева,  реактор AP1000 является самой современной технологией с точки зрения  безопасности населения.»  Прекрасно, не правда ли? А то, что этот  «первый реактор поколения III+» так нигде до сих пор и не завершен,  «братушек» совершенно не смущало. От Toshiba болгарам денег дождаться  так и не удалось, они начали вести переговоры с Westinghouse – все о том  же американском чуде техники. Результат переговоров – ровно такой же:  гусары денег не берут! Но надо отдать должное мудрости болгарских  руководителей: американский реактор абсолютно безопасен для болгарского  населения – тут не поспоришь. Ни один болгарин с 2013 года от  американского реактора не пострадал, ни одной утечки радиации –  прекрасный, восхитительный результат! На этом блистательном фоне  постоянно растущие цены на электричество – сущие пустяки, не так ли?  Правительство Болгарии и впредь будет вкладывать деньги в радиационную  безопасность своей страны: за отказ от выполнения контракта с Росатомом  на строительство АЭС Белены по решению Стокгольмского суда Болгария  обязана выплатить 650 млн евро. Но – безопасность превыше всего!!! Нам  остается только порадоваться за бывших «братушек» - умницы ребята,  просто умницы!   
Извините, отвлекся – уж очень рад за Болгарию,  так удачно у нее все складывается. Вернемся еще разок в 1990 год. Лихим  росчерком пера постановлением № 74 новых правителей были закрыты не  только 48 действовавших шахт и оба ГОКа, но и 30 шахт, строительство  которых только начиналось. И это было мудрое решение: высочайшей  квалификации американские эксперты с абсолютной точностью выяснили, что  все это «государство в государстве», на котором только болгарских  специалистов работало более 13 000 человек – не рентабельно! В 1989 году  добыча урана в Болгарии составила 645 тонн, с 1991 – нуль. Прекрасно!   Закрывали шахты грамотно, по-европейски – загородили бетонным плитами  все входы и начали сносить все наземные строения. Цель – восстановить  любимую до слез экологию, реабилитировать почву и «вообще». Трудятся над  этим четыре министерства – здравоохранения, окружающей среды, финансов,  энергетики и одно государственное предприятие сверху. Последняя  проверка проходила в 2009, и показала замечательные, превосходные  результаты. В плитах пробиты проходы, весь металл из наземных сооружений  разграблен цыганскими бандами и сдан в утиль (разумеется, без всяких  проверок на радиацию). Из заброшенных штолен в местные реки за год  вымывается по 200-300 кг урана, поэтому, я полагаю, к гражданам Болгарии  обращаться надо либо «Ваше сиятельство», либо используя приставку  «фон».  
 Отчего же вымывается в реки нерентабельный уран? По  данным объединения «Редкие металлы», на 1990 год в шахтах оставалось не  менее 20 тысяч тонн руды, из которых не менее 12 были вполне пригодны  для извлечение геотехнологическими методами. Такая вот «американская  нерентабельность по-болгарски» получилась.  Время от времени в  Болгарию ветром заносит здравый смысл, и тогда правительство сообщает,  что организовать добычу 300 тонн урана, необходимых для обеспечения  топливом оставшихся реакторов АЭС Козлодуй – не проблема. Но, если этот  странный ветер продолжает дуть, болгары еще и начинают считать, сколько  денег потребуется на восстановить шахты, горно-обогатительный комбинат –  и становятся печальны. Но ветра здравого смысла в тех краях – редчайший  погодный феномен, клянусь «Южным потоком»! В 2009, когда Болгарию  слегка попустило, компания ТВЭЛ, структурное подразделение Росатома,  предложила работу по реабилитации шахт взять на себя, но в ту пору опять  сменилась роза ветров и болгары … начали переговоры с канадской  компанией Cameco. Если я не сообщу результаты этих переговоров –  наверняка никто из читающих не догадается, чем они закончились, правда?  Обидно, что продолжение этого спектакля абсурда вряд ли будет долгим:  если Росатом не согласится заняться модернизацией 5-го и 6-го блока АЭС  Козлодуй, то сроки эксплуатации у них закончатся в 2017 и в 2019  соответственно.  
 Впрочем, козлы в Болгарии наверняка останутся и  будут дуть. На мой вкус – болгары и атомный проект это даже более  смешной анекдот, чем США и газовая центрифуга. Юморные ребята, способные  поднять настроение.  Но, так или иначе, болгары подтвердили  странную закономерность Восточной Европы: есть советская власть и  сотрудничество с СССР/Россией – есть уран, нет советской власти и  сотрудничества с Россией – нет урана. 
 
 

Картина дня

наверх