Тема наверное давно набившая оскомину , но вроде тратил время .
Я столкнулся с сомнениями по поводу пребывания американцев на Луне не так давно ,где то в 2007-ом году ,как появился интернет в новгородской провинции по месту пребывания. В интернете часто звучал этот вопрос. До этого то что американцы тамбыли считал как факт сам собой разумеющийся .
Задаваемые вопросы (это в категории "Ответы" Майла ) достали , интернет под рукой - решил ознакомится с вопросом . И всё больше стали одолевать сомнения. И дело даже не в развевающихся флагах и тенях ,хотя и тут то же появляюся странности - скажем отчётливый след на песке объсняют тем что в отсутсвии атмосферы песок не имея воздушной прослойки слипается как асфальт . Однако тут же в новостях говорят о том . что американцы сбросили на Луну отработанную ступень , что бы поднять пыль , да на такую высоту - что бы пролетающий спутник её захватил и проверил на содержание воды . И крылья от пыли вездеходу приделаны на снимках . Несуразица какая то. Интересна техническая сторона вопроса -скажем зачем нужно было перестроение с разворотом командного и служебного модулей с пристыковкой к лунному ? Нельзя было скомпоновать блоки сразу ? Одно объяснение- что в собранном состоянии модули не влезали в обтекатель. Однако потом ничто не мешало навещивать на борта квадроциклы . Как астронавты , стоя голова к головев скафандрах , совершали управляемую посадку и зависали над поверхностью , когда в скафандре пассатижи то в руку не взять.Как осуществлялась стыковка на лунной орбите - космонавты должны играть разгоном - торможением, что бы сравнятся по высоте не говоря уж о направлении . И это уставшие ,без наблюдения со стороны и не имея сегодняшних компьютеров. Но начинаются сомнения уже на Земле . Фото Сатурна с огромными соплами
Впечатление что для получения заявленной тяги размеры сопел просто помножены на нужную величину от сопел имевшихся. Но тут вспоминается курс газодинамики - ограничения : поскольку сопло работает при тепературах, превышающих возможности материала-его надо охлаждать . Охлаждают тем же топливом подавая на внутренние стенки .Топливо испаряясь охлаждает и догорает в потоке ,добавляя тепло.Но толщина стенок сопла не может увеличиваться произвольно - перепады температур просто разрушат материал.Однако стенки сопла должны воспринимать колосальную нагрузку. Второе ограничение по горению - преодолевать такое противодействие веса - надо давление в камерах сгорание разогнать соответствующее . Однако сверх некоторых температур и давлений начинается обратный процесс - образуются радикалы поглощающие тепло.Такие вот вещи некогда преподавали.Наша не взлетевшая Н1 имела батарею двигателей , дробя нагрузку на множество испытанных двигателей.Тут как бы вопросов нет.А вот появившаяся разработка и ещё только переспективная теперь частной фирмы Space X как видно из рисунка имеет три блока по 6 сопел - и того 18 !
Через столько лет после тех действующих двигателей какой то откат назад. Возникает вопрос -"а был ли мальчик?". То есть он конечно был , но имел ли те качества которые ему приписывают ? Просчитывать конечно - таких познаний нет . Но у нас есть реально летавшие Шаттлы и Скайлэб , которые не вызывают сомнений.Можно попробовать сравнить на вскидку.По Шаттлам больше понаписано , и цифры из интернета имеют схожий порядок -стартовая масса Шатла -2 045 тонн , Сатурна -2 950 .Начальная тяга Шаттла-30 806 кН, Сатурна-34 343 кН .Вроде похоже.Надо попытаться свести имеющиеся данные на одном листе для наглядности , получился такой вот схематичный график
на графике чёрный цвет относится к Апполону , красный к Шаттлу.Отрезки 1-5 показывает как теряет массу Сатурн при работе первой ступени до отделения и 2-6 как теряет массу Шаттл до отделения твёрдотопливных ускорителей с учётом выжигания кислород-водорода.3-7-9-11 - как изменяется тяга Сатурна - работа всех 5 .отключение среднего двигателя , отключение всей ступени .4-8 тяга Шаттла с учётом ускорителей и водородных двигателей до отделения твёрдотопливных ускорителей.От точек 6 и 10 видно что показатели некоторым образом сходятся и аж до точки 12 тяги практически совпадают .Потеря массы происходитпочти одинаково и в конце едва ли не сходятся. Стрелками указаны скорости . До точки А показатели то же можно сказать сильно схожи . Потом Шаттл начинает заваливаться и набирает окружную скорость и на высоте 113 км имеет 7,8 км/сек.Сатурн -упрямо карабкается против тяготения до высоты в 185 км , набрав скорость 6,84 км/сек (то же немало?).Обоим до стационарных орбит за 200 км ещё необходимо -первому получить дополнительный импульс из запасов ракетоплана , второму дожеч часть топлива третьей ступени.Тут слишком сложно . Вернёмся к началу
По графику видно что на начальном этапе массы агрегатов отличаются гораздо значительнее чем тяги . Сатурн явно выигрывает.Интересно за счёт чего ? Смотрим удельные импульсы топлива кислород+водород -428 с твёрдое топливо -242 с
кислород+керосин -334 с-- почти посередине первых двух.У Шаттлов на начальном этапе основную нагрузку берут ускорители . Если помножить израсходованное топливо на удельные импульсы ,рассматривая до высоты 45 км (точки 6,10,8 - отделение ускорителей ) цифры будут 391512 и 533520 . Не знаю чтоэто за показатель ,но Сатурн продолжает идти впереди , пока что ничего особенно не вытворяя.Но удельный импульс - показатель относящийся чисто к топливу . Однако думается - твёрдотопливные ускорители -это ,по большому счёту, труба набитая порохом. А двигатели Сатурна - множество всяких тяжёлых устройств . Что если рассмотреть отношение массы спаленного топлива к общей массе агрегата до 45 км высоты- 1497 на 2045 и 1592 на 2950 ?Получается 73% для Шаттла и 54% для Сатурна . Сатурн оказывается значительно более выгодной машиной . Какого чёрта его похоронили ? Естественно возникает подозрение , что двигатели Сатурна может и развивали указанную тягу ....но на стенде по отдельности. И заупрямились выдавать её в вертикальном положении в сборе.Цифирь разных набралось чуть не пять тетрадных страниц , докучать им не стал - все из интернета.Кульминационные только привёл Можно добавить что по секундам профиль полёта то же в некотором роде совпадает.Есть ещё вариант - Скайлэб . Зная показатели этих полётов - можно бы было оценить истинную тягу двигателей Сатурна .Но тут дело что то сильно запутанное - указана масса 91.1 тонн с пристыкованном транспортным кораблём Апполон. Апполон 47 тонн ,но это с лунным модулем и служебным отсеком. Чисто командный отсек 5,5 тонн.Какой вес принять - ну скажем пусть 84 тонны против 170 в лунной экспедиции (масса третье ступени + комплекс Апполон).И тут ещё вопрос - вывод на орбитуосуществляется по другому- двумя ступенями , без астронавтов и учёта перегрузок. Не приходит в голову от каких показателей оттолкнуться. Пока остаётся факт - по непонятной причине похоронены сильно выгодные двигатели .
Второй вопрос вопрос ,не дававкший покоя -перестроение. На начальном этапе полёта к Луне .Командный в паре с служебным отсеком разворачивается и стыкуется с Лунным модулем. Всё подозревалось что здесь кроется какая то хитрость.Говорилось чточто то там не умешается в корпус. Но ,в общем то ,глядя на схему,можно понять что причина кроется в САС- системе аварийногоспасения. Схема собрана так ,что бы можно было утащить командный отсек с людьми при аварийном старте
Хотя конструкция буквально напичкана двигателями и почему бы не предусмотрить их использование , обойдясь без громоздкойСАС ?
Дальше ваще то надо бы рассмотреть по каким траекториям происходит полёт на Луну. Какой то материалчик нашёлсяhttp://www.keldysh.ru/papers/2001/prep85/prep2001_85.html .В работе говорится, что при прямом полёте не происходит захвата Луной и надо использовать весьма затратное торможение.И что очень странно - в работе упоминается Луна-9, Луна-10 и не словао Апполонах. Именно при прямом полёте затрачивается порядка 3-х суток. Работа датирована 2001 годом.
Полный игнор таких эпохальных событий.Однако в статье http://galspace.spb.ru/index100.html повествуется о том как первые Апполоны отстыковывались на стационарной орбите , последующие подныривали для отстыковки ,а потом доразгонялись ,видимо пируэтом с разворотом. Лунная акробатика прямо какая то.
Даже авария с Апполоном 13 -чёртова дюжина . Всё идёт слишком как по маслу , надо бы придумать какую аварию и Из всей сложнейшей техники почему то полетела какая то железяка - баллон.Вот за баллоном то и недоглядели. брак подсунули.
В общем ,как бы там не убеждали, внутренне во всём этом деле чувствуется некая хитрость. Надо американцам ещё бы разок слетать для убеждения .Уже с более убедительным надзором.
Свежие комментарии