По соседству от нас обнаружена морозная суперземля

После десятилетних поисков исследователи обнаружили признаки планеты возле звезды Барнарда. И это открытие вполне претендует на то, чтобы стать важной вехой в подобных поисках.

Художественное представление суперземли Barnard's Star b, которая обращается вокруг своей звезды за 223 суток. © eso/kornmesser

В астрономических масштабах до звезды Барнарда, как рукой подать. Удаленная от нас на «каких-то» шесть световых лет от нас, планета обращается вокруг своей маленькой звезды, что делает ее второй по близости к нам экзопланетой.

Многолетний поиск увенчался открытием этого неприветливого мира исключительно благодаря измерениям с помощью высокоточных инструментов нескольких земных телескопов, сообщают исследователи в научном журнале Nature. Шансы на существование жизни, как мы ее знаем, на планете, получившей название Barnard's Star b, представляются крайне низкими. Но ее находка сама по себе может продвинуть исследование экзопланет значительно вперед.

Звезда Барнарда - четвертая по близости к Солнцу звезда, но при этом самая близкая одинарная звезда. Графика: ieec/science-wave - guillem ramisa

Астрономы «охотились» за планетами возле звезды Барнарда уже давно. Названный именем ее первооткрывателя Эдварда Барнарда (1857-1923) красный карлик является ближайшим, после тройной системы Альфа Центавра, соседом нашего Солнца. Но не только близость к нашей звезде, но и частота присутствия в космосе класса таких звезд, делают ее чрезвычайно интересным объектом в поиске экзопланет. Ведь именно красные карлики являются наиболее часто встречающимися заездами в нашей галактике. А это значит, что планет, обращающихся вокруг таких небольших и сравнительно тусклых карликов может быть намного больше, чем планет, обращающихся возле больших по размерам звезд солнечного типа.

Несущие информацию волны

И вот теперь команде исследователей во главе с Игнаси Рибасом из Института космических исследований Каталонии наконец удалось на основе обширных данных проводившихся на протяжении 20 лет измерений семью различными инструментами обнаружить выраженный и желанные признаки. «После тщательнейшего анализа мы на 99 процентов уверены, что планета там есть», - говорит Рибас. Исследователи использовали для своих поисков так называемый радиально-скоростной метод, в основу которого заложен двойной эффект: в то время, как планета обращается вокруг звезды, сила притяжения звезды «подергивается». Вследствие этого длина волн света звезды периодически сдвигается - и это может регистрироваться чувствительными инструментами.

Так в обсерватории ЕSО представляют себе поверхность планеты Barnard's Star b. © m. kornmesser

Из полученных данных ученые просчитали время обращения, а также массу планеты. Таким образом, в соответствии с информацией астрономов, планета Barnard's Star b обладает как минимум 3,2 земными массами, что относит ее к классу суперземель. Планете необходимы 233 суток для полного оборота вокруг своей звезды, принимая при этом, согласно расчетам, около двух процентов энергии, по сравнению с энергией, получаемой Землей от Солнца. Другими словами: на планете Barnard's Star b слишком морозно и холодно, и ученые оценивают температуру на ней примерно в минус 170 градусов Цельсия.

Перспективное будущее

Радиально-скоростной метод относится к важнейшим инструментам охоты на экзопланеты. Но он нередко достигает пределов: чем слабее светит звезда, чем дальше расположена орбита планеты от звезды или чем меньше ее масса, тем сложнее выглядит измерение с помощью этого метода. И тем более значительным выглядит открытие Рибаса и его коллег: никогда раньше не удавалось с помощью этой методики обнаружить суперземлю со столь далекой орбитой.

В сопроводительном комментарии в журнале Nature астроном Родриго Диаз (университет Буэнос-Айреса) пишет о возможном ключевом открытии. Благодаря близости к нам, планета Barnard's Star b уже в обозримом будущем сможет непосредственно наблюдаться телескопами новых поколений. «Эта примечательная экзопланета может стать одной из первых, атмосферу которой мы сможем изучить во всех деталях».