Космос

8 424 подписчика

• Тимур Бикметов
    Не возможна жизнь на Марсе. Эта планета остывающая и уже почти холодный камень огромных размеров. Релятивистское излу...Новое исследовани...
  • Тимур Бикметов
    вот бы видео с Марста в формате 4К сделалиМарсоход NASA сфо...
  • Михаил Громенко
    Ну хватит уже чушь писать. Какой Марс? Какие "марсоходы"? Это те, что на детской площадке ходят? Не понятно, что ланд...На снимках Марса ...

Астрономы наблюдают ультрагорячий газ вокруг белого карлика

Международная команда астрономов решила загадку возрастом в несколько десятков лет, открыв экстремально горячую магнитосферу возле белого карлика - остатка похожей на Солнце звезды. Исследовательской работой руководила доктор Николь Рейндль из университета Лестера, научный сотрудник Royal Commission 1851 (Королевской комиссии 1851). Научное рассмотрение результатов исследования было опубликовано 7 ноября 2018 года в одном из самых авторитетных астрономических журналов Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Белые карлики - эта последняя стадия жизни звезд, похожих на наше Солнце. В конце своей жизни эти звезды отталкивают внешние слои своей атмосферы, оставляя горячее, компактное и плотное ядро, которое затем охлаждается на протяжении миллиардов лет. Температура на поверхности белых карликов составляет обычно порядка 100 тысяч градусов Цельсия. Для сравнения: температура на поверхности Солнца составляет «всего» около 5500 градусов Цельсия.

Астрономы наблюдают ультрагорячий газ вокруг белого карлика

Художественное представление горячего белого карлика GALEX J014636.8+323615 (белый) и его ультрагорячей околозвездной магнитосферы (фиолетовый). © N. Reindl

Но некоторые белые карлики представляются для ученых настоящими головоломками, так как в них присутствуют следы очень сильно ионизированных металлов.

В астрономии термин «металл» обозначает любой элемент, более тяжелый, чем гелий, а сильная ионизация здесь означает, что все электроны, вплоть до самых внешних, были вырваны из своих атомов. Такой процесс нуждается в температурах до миллиона градусов Цельсия - а это даже намного больше, чем температура на поверхности самых горячих белых карликов.

Команда Рейндль воспользовалась 3,5-метровым телескопом обсерватории Калар-Альто в Испании, что позволило открыть и исследовать белый карлик в направлении созвездия Треугольник (Triangulum). Белый карлик получил каталожное обозначение GALEX J014636.8+323615, и он расположен в 1200 световых годах от нашего Солнца. Анализ света этого белого карлика, проведенный с помощью спектроскопа, в котором свет был разделен на составляющие цвета, обнаружились «подписи» экстремально ионизированных металлов. Удивительным оказалось то, как эти «подписи» изменялись на протяжении шести часов - того промежутка времени, который белому карлику необходим для одного оборота вокруг собственной оси.

Рейндль и ее команда пришли к выводу, что магнитное поле вокруг звезды - ее магнитосфера - захватывает энергию, исходящую с поверхности карлика. Шоковые волны внутри магнитосферы критически разогревают материю, и при этом выбиваются почти все электроны атомов металлов.

«Это похоже на пончик из ультрагорячей материи, который окружает и без того очень горячую звезду», - объясняет Рейндль. «Ось же магнитного поля этого белого карлика наклонена в направлении против оси его вращения. Это значит, что количество наблюдаемой нами раскаленной материи варьируется, в зависимости от вращения звезды. На протяжении десятилетий открывалось все больше таких своеобразных звезд, но лишь теперь мы получили подтверждение, откуда происходят эти чрезвычайно ионизированные металлы», - добавляет она. - «Нагреваемая шоковыми волнами магнитосфера объясняет, наконец, их происхождение».

«Магнитосферы имеются и возле звезд других типов, но нам впервые удалось открыть магнитосферу именно возле белого карлика», - говорят астрономы. И открытие это может иметь далеко идущие последствия. «Мы просто раньше не принимали этоф во внимание. А неприятие во внимание их магнитосфер может означать то, что измерения всех остальных важных свойств белых карликов оказываются неверными, например, их температуры и массы», - считает Рейндль.

Вполне вероятно, что четверть всех белых карликов проходит фазу, в которой происходит улавливание материи и нагревание ее до экстремально высоких температур. Теперь Рейндль со своей командой планирует создать подробную модель обнаруженных явлений и процессов и расширить спектр свое исследовательской работы, сделав предметом изучения больше этих удивительных объектов.