Космос

8 424 подписчика

• Тимур Бикметов
    Не возможна жизнь на Марсе. Эта планета остывающая и уже почти холодный камень огромных размеров. Релятивистское излу...Новое исследовани...
  • Тимур Бикметов
    вот бы видео с Марста в формате 4К сделалиМарсоход NASA сфо...
  • Михаил Громенко
    Ну хватит уже чушь писать. Какой Марс? Какие "марсоходы"? Это те, что на детской площадке ходят? Не понятно, что ланд...На снимках Марса ...

Что могло бы выдать прошлую жизнь на Марсе?

Существовала ли когда-то, пусть даже миллиарды лет назад, пусть даже в самых простых формах на Марсе жизнь? И какие ее следы можно было бы обнаружить даже сегодня? Команда ученых проанализировала породы из определенных слоев глинозема в Скандинавии и сравнила полученные результаты с данными, полученными марсоходом Curiosity. Результаты оказались потрясающими.

Что могло бы выдать прошлую жизнь на Марсе?

Микроскопический снимок органического материала в кольме, который демонстрирует сильную отражательную способность (светло-серым). © Shengyu Yang et al.

Была ли когда-нибудь на Марсе жизнь? И если да, что могло от нее остаться? Возможно, ответ на эти вопросы может дать определенная горная порода под названием «квасцы», которую можно найти в Скандинавии. Международная группа исследователей из Китая, Дании и Австралии и Германии сравнили то, что остается при «сжигании» материала из специальных областей в земном глиноземном сланце, с одной стороны, и марсианской породе, с другой. Если говорить точнее: при подвержении материала так называемому пиролизу в инертной атмосфере. Как следует из опубликованных результатов, полученные показатели чрезвычайно схожи.

Кольмами называют геологические линзы различных размеров, которыми богат органический материал.

Они встречаются в глиняных сланцах в Скандинавии, возраст которых составляет около полумиллиарда лет. Особенность же их состоит в том, что глинистая порода содержит высокую долю урана. Во время ее осаждения водоросли и другие микроорганизмы жили в мелких водоемах. Поэтому уже мертвый материал был покрыт лишь тонкими отложениями и за миллионы лет превратился в каменистую породу. Из органического углерода в тектонических активных областях и более высоких температурах может возникать нефть и природный газ - или, как на Балтийском щите с низкой скоростью оседания, темные урансодержащие каменные линзы, называемые кольмами.

В то время как нефтяная промышленность использует присутствие урана для поиска нефте- или газодобывающих пластов, геологи поняли, что радиация запускает также и другие процессы. Бомбардировка высокоэнергетическими частицами вследствие распада урана приводит в кольме к изменению окаменевшего органического материала.

На современном Марсе практически нет атмосферы, а также нет магнитного поля, которое защищало бы его от излучения из космоса. Поэтому его поверхность тоже подвергается постоянной бомбардировке космическими лучами. То есть, если бы там когда-либо была жизнь, органические молекулы давно бы были уже уничтожены. Но что, если бы и на Марсе были микроорганизмы, подобные земным полмиллиарда лет назад, которые жили, умирали и каменели на мелководье?

В этом случае отправная точка будет такой же, как у земного кольма, а излучение, продолжавшееся миллионы лет, также будет выглядеть аналогично. Из исследований марсианской породы известно, что в более ранние времена существовали условия, которые привели к образованию осадочных пород, то есть здесь не могло обойтись без воды, выветривания, эрозии и отложений. Американский марсоход Curiosity подверг породу с поверхности Марса пиролизу. И полученные при этом углеводороды очень похожи по своему составу на углеводороды, которые возникают при пиролизе земного кольма.

Тем не менее, исследователи очень осторожны в интерпретации результатов исследования. «Наши результаты подтверждают идею о том, что органические молекулы, найденные в марсианской породе, могут быть остатками жизни на мелководье»», - говорит Ханс-Мартин Шульц из Немецкого научно- исследовательского центра наук о Земле. - «Но глубже под поверхностью Марса можно найти значительно больше нетронутого материала, который еще не подвергся воздействию радиации».