На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Космос

8 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Бороздин
    Мой алгоритм - в статье на Самиздат и дзен "Библия как научный источник истории Мира"Единый алгоритм э...
  • дмитрий Антонов
    прошу прощения, меня тут небыло давно. А где Юрий В Радюшин? с Новым 2023 годомБыл запущен первы...
  • дмитрий Антонов
    жаль, что тема постепенно потерялась. а ведь тут было так шумно и столько интересного можно было узнать, помимо самих...Запущен CAPSTONE ...

Спутниковый суверенитет РФ необходимо строить сейчас

 На днях всплыла интересная информация: некие хакеры выложили переписку предположительно главы Роскомнадзора того периода, когда в Крыму принималось решение о проведении референдума. Обсуждаемой задачей было обеспечение трансляции российского телевидения на территорию республики. С учётом невозможности быстрого размещения инфраструктуры кабельного вещания, но широкого распространения спутниковых приёмников, было решено запустить вещание через спутник. И тут ведомство столкнулось с проблемой: космический аппарат «Ямал-402», принадлежащий компании «Газпром — Космические Системы» (ГКС), не имеет дополнительного резерва мощностей для доставки сигнала на Крым.

В качестве временной меры было решено использоваться китайский спутник ABS-2, мощности на котором были законтрактованы ВГТРК. Наземные передающие станции в Крыму просто перенастроили на приём сигнала с этого спутника, и задача была решена.

И всё бы хорошо, но осадочек, как говорится, остался. Во-первых, крайне неприятно, что в такой важный момент России пришлось полагаться на помощь союзника. Или пусть даже не союзника, но хотя бы партнёра-без-кавычек. В переписке прямым текстом указывалось, что использование европейских или американских спутников было бы ненадёжным вариантом по очевидным политическим причинам. Что же, хорошо, конечно, что у нас есть широкие международные контакты и договорённости в самых разных областях, а также надёжные партнёры, которые готовы оказать нам поддержку и выдержать данные обязательства. Но с другой стороны, и это во-вторых, очень неприятно, что в таком важном деле нам пришлось полагаться на добрую волю пусть и надёжного государства, но всё же не на свои собственные силы.

Я уж молчу, что, в-третьих, подобная переписка ни при каких обстоятельствах не должна взламываться и всплывать на всеобщее обозрение. Ведомство, занимающееся информационной безопасностью страны, не защищено само — это недопустимая ситуация.

Однако вернёмся к вопросу о спутниках. По различным оценкам, «средняя температура по больнице» составляет примерно 30% обеспечения наших нужд в космической связи через национальную спутниковую группировку. Радует, что этот процент неуклонно растёт. Огорчает, конечно, что он, несмотря на это, всё ещё крайне низок — это и показала наглядно ситуация с Крымом. На 70% мы обеспечиваем свои потребности за счёт иностранных спутников. И в этом есть своя логика.

Когда Россия запускает чужой спутник, она зарабатывает деньги. Получает прибыль, поддерживает собственную космическую отрасль. Конечно, можно не ограничиваться деньгами — ими и не ограничиваются. Можно договариваться об условиях использования запущенного аппарата на льготных позициях партнёра по его запуску, а не совсем постороннего третьего лица. Конечно, это выгодно: владелец спутника экономит живые деньги, возвращая их услугами запущенного аппарата, а Россия покрывает свои потребности в связи без фактических вложений в наращивание собственной спутниковой группировки.

И вот последний момент, конечно, является скорее минусом, чем плюсом. Как сыр в мышеловке. Владелец спутника получает совершенно реальный аппарат на орбите, который будет долго работать, приносить прибыль и решать задачи. А Россия получает лишь честное слово и подписи на бумагах. Жизнь уже показала, что в наше время честное слово Запада и его подписи ничего не стоят: взять хотя бы свежую историю с «Мистралями». Впрочем, честное слово Востока пока оказывается надёжным, но это всё равно очень плохая политика: надеяться на чужое слово и чужую честность.

Итак, хорошая новость заключается в том, что обеспеченность вооружённых сил аппаратурой космической навигации и связи на сегодня составляет около 80%. И это уже неплохо, учитывая, что всего 2 года назад планка была на 50%. По крайней мере, наша оборонка приближается к полному покрытию своих нужд за счёт своих же собственных средств. Пусть за этими цифрами и стоит некоторое количество спутников устаревших или выработавших свой ресурс, но динамика роста говорит о том, что их число пополняется, и, разумеется, пополняется современными аппаратами.

Хуже то, что телевидение, мобильная связь и многие другие сервисы, которые прямо или косвенно зависят от спутниковых коммуникаций, явно не относятся к оборонной сфере и не получают такого приоритетного финансирования. А в наше время, когда о «гибридной войне» говорить стало крайне модно, слово должно подкрепляться делом: если информация — это оружие, то информационная безопасность страны — это не многим менее важно, чем её безопасность воздушная, противоракетная или противотанковая. В наше время страны прекрасно уничтожаются изнутри при помощи СМИ — гораздо быстрее, дешевле и эффективнее, чем раньше это делалось извне при помощи оружия.

Таким образом, хоть запуск своих спутников и не приносит таких денег, а напротив — является вложением, но необходимость в таких вложениях назрела. Как говорится, на безопасности не экономят, а в наш век именно средства массовой информации и массовой коммуникации являются и оружием, и бронёй, в зависимости от того, как их применяют. Не говоря уже о том, что информатизация в России достигла такого высокого уровня, что удар по этим сервисам способен погрузить страну в нешуточный и болезненный хаос. Потому что уровень обеспечения организаций и населения такими услугами совершенно не соответствует уровню обеспеченности страны всей необходимой инфраструктурой, а это значит, что мы пользуемся благами цивилизации лишь до тех пор, пока нам это позволяют. В случае крайне жёстких сценариев необходимое оборудование и сервисы могут и отключить. Тогда и без военных действий ущерб мы будем подсчитывать весьма значительный.

Суверенитет России должен распространяться на все области, да и про информационную безопасность уже говорили не раз. Если это останется лишь словами, то мы продолжим оставаться в крайне уязвимом положении. Обнадёживает то, что власти, судя по всему, прекрасно понимают существующее положение дел, и расходы на космическую программу закладывают такие, что либеральные и западные СМИ лишь возмущённо фыркают: ишь, мол, чего захотели — настоящей независимости в этом вопросе! Мол, нам это не по плечу и не по карману. Увы, уже не столь важно, насколько задача сложна, потому что решать её совершенно необходимо.

 
 
Шойгу объявил о создании нового вида ВС - Воздушно-космических сил
  •  соответствии с указом президента РФ с 1 августа к выполнению поставленных задач приступил новый вид Вооруженных сил — Воздушно-космические силы (ВКС), сообщил в понедельник в ходе селекторного совещания министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
 "Формирование ВКС путем соединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны является оптимальным вариантом совершенствования системы воздушно-космической обороны страны", — сказал он.
 "Теперь под единым руководством объединены: авиация, войска противовоздушной и противоракетной обороны, космические силы и средства Вооруженных сил", — отметил Шойгу.
 "Это позволяет, в первую очередь, сосредоточить в одних руках всю ответственность за формирование военно-технической политики по развитию войск, решающих задачи в воздушно-космической сфере, во-вторых, за счет более тесной интеграции повысить эффективность их применения, в-третьих, обеспечить поступательное развитие системы воздушно-космической обороны страны", — подчеркнул министр.
 Воздушно-космические силы, как новый вид Вооруженных Сил России, начинает функционировать 1 августа 2015 года. Он будет состоять из трех родов: Военно-воздушные силы (ВВС), Противовоздушная-Противоракетная оборона (ПВО-ПРО) и Космические войска (КВ).
 
 

Картина дня

наверх