Это удобно использовать для спутниковой связи: единожды сориентированная антенна всегда будет направлена на выбранный спутник. Там он будет парить, пока не подойдет к концу бортовой запас топлива, а потом — по правилам — должен быть уведен с геостационара и "захоронен" чуть выше. У каждой страны есть свой участок геостационара, который можно продать или сдать в аренду. Поэтому не нужно удивляться, что на участке Замбии может оказаться, допустим, французский спутник. За международное распределение орбитально-частотного ресурса отвечает МСЭ — Международный союз электросвязи. Для каждой системы геостационарных спутников выделен небольшой участок дуги геостационарной орбиты. Сейчас на орбите вращаются 503 работающих спутника и 1500 объектов, которые подходят под определение "космический мусор".
Разные зоны орбитальной коммуналки по-разному заселены.
Есть зоны с большой плотностью "спутникового населения", например сегмент космической супердержавы под названием Люксембург — страны, которая успешно живет космическим бизнесом. Естественно, как это бывает в местах, где пересекаются интересы многих стран, на геостационаре действуют специально разработанные международные правила.
Там есть страны-отличницы, которые всегда по правилам используют частоты и утилизируют выведенные из строя спутники, а есть страны, живущие только по своим "космическим понятиям". Так, существует особая когорта геостационарных спутников, которые не соблюдают рекомендации Международного союза электросвязи. Как пояснил РИА Наука источник, участвующий в проекте по поисковым наблюдениям космического пространства: так ведут себя американские военные спутники — инспекторы или спутники радиотехнической разведки. Эти спутники могут сближаться с любыми другими для того, чтобы получить понимание истинной цели нахождения того или иного аппарата на орбите.
Источник, участвующий в проекте по поисковым наблюдениям космического пространства, поясняет:
"Эти космические аппараты стараются быть "невидимками". Опасная ситуация возникает тогда, когда этот спутник-шпион выходит из строя и начинает дрейфовать в направлении других — работающих спутников. Такие случаи реально были. Но сложность в том, что сейчас единственным источником информации из космоса являются те же американцы. А они оттуда аккуратно вынимают информацию про спутники-шпионы. То есть другие спутники не знают, что с ними сближается вышедший из строя "невидимка".
Среди американских геостационарных шпионов, утверждает источник, есть как минимум два, которые занимаются прямым прослушиванием. Они пытаются встроиться между Землей и передающей станцией для того, чтобы поймать радиоканал, направленный на Землю. Несмотря на то что информация обычно шифруется, даже исследование активности этого трафика (на каких частотах больше сигналов, на каких — меньше) позволяет делать определенные выводы.
Что касается охраны собственной группировки, то американцы уже почти открыто говорят о том, что рядом со своими спутниками могут размещать спутники-охранники, которые при приближении вражеского космического объекта могут предпринять какие-то активные действия, например взорвать чужой космический аппарат.Хотя для того, чтобы вывести из строя спутник в космосе, можно вообще ничего не взрывать, а просто "бросить" металлический шарик, который при точном попадании выведет все системы из строя. Кроме того, можно выпустить облако плазмы или какую-то дробь. Впрочем, это все фантазии! Единственный случай использования оружия в космосе был скрыт советскими властями. Лишь после развала СССР российские источники признали факт осуществления стрельб на орбите. Они произошли 24 января 1974 года на борту космической станции "Салют-3" незадолго до ее схода с орбиты. Стреляли пушкой Нудельмана. С тех пор в космосе не стреляют, а просто наблюдают.
Как пояснил РИА Наука источник, близкий к поисковым наблюдениям с помощью сети телескопов:
"До сих пор американцами используются спутники-шпионы, запущенные в конце 80-х годов, которые продолжают маневрировать. Даже пошла шутка, что, наверное, это бак с топливом, к которому приделана антенна. Действительно, у них есть средства для того, чтобы вывести на геостационар очень тяжелые спутники — массой пять-шесть тонн. И антенны у этих спутников могут достигать десятков метров".
В этих спутниках используется долгохранимое топливо — гидразин, это тяжелое соединение, которое не разлагается. Поэтому аппараты на орбите могут работать десятилетиями. Для того чтобы спутники оставались "невидимками" для всех, как поясняет источник, используются методы управления оптической видимостью.
Впрочем, довольно сложно остаться незамеченным в космосе при активной работе той сети телескопов, которая была развернута учеными многих стран. Кроме того, существуют "профессиональные любители" астрономии, которые, в частности, наблюдают и за спутниками. Некоторые такие "любители" могут даже предсказать, в какой день недели произойдет тот или иной маневр.
Свежие комментарии