НАСА ищет возле Земли магнитные порталы

Спонсируемые НАСА исследователи из Университета штата Айова разработали методику обнаружения скрытых магнитных порталов вблизи Земли. Космические аппараты могли бы найти эти «шлюзы», связывающие нашу планету с Солнцем. Это крайне важно, поскольку порталы могут стать причиной масштабной катастрофы, открыв дверь для мощного солнечного излучения.

В научной фантастике порталы соединяют параллельные миры, звездные системы и планеты. Порталы в магнитном поле Земли в некотором смысле попроще, но не менее важны для нашей цивилизации.

Порталы, которые ученые называют Х-точки или области электронной диффузии, представляют собой участки пространства, где магнитное поле Земли соединяется с магнитным полем Солнца. Таким образом создается коридор длиной почти в 150 млн км - от нашей планеты к солнечной атмосфере.

Наблюдения космического аппарата НАСА THEMIS и зондов ЕКА Cluster позволили предположить, что эти магнитные порталы открываются и закрываются десятки раз в день. Они обычно находятся на расстоянии в несколько десятков тысяч километров от Земли, где магнитное поле Земли встречает солнечный ветер.

Большинство порталов имеют небольшие размеры и существуют недолго, но некоторые огромны и могут длительное время транспортировать тонны заряженных частиц, которые, минуя магнитный щит нашей планеты, вызывают нагрев атмосферы и геомагнитные бури.

В 2014 году НАСА планирует запуск миссии под названием MMS. Четыре аппарата с множеством детекторов энергетических частиц и магнитных полей будут следить за магнитосферой Земли и наблюдать за возникновением и поведением порталов.

Найти X-точки будет очень непросто, однако ученые надеются, что миссия MMS сможет справится с этой проблемой и ответить на многочисленные вопросы о потенциально опасных магнитных коридорах. В будущем это поможет создать компьютерную модель магнитных порталов, позволит быстро их обнаруживать и составлять точные прогнозы последствий их воздействия на климат Земли.

В магнитном поле Земли обнаружены скрытые "порталы" (видео)

В магнитном поле Земли обнаружены скрытые 'порталы' (видео)

Джек Скаддер (Jack Scudder), ученый в области физики плазмы из университета Айовы, работая по заданию и под финансированием НАСА, обнаружил своеобразные "порталы", точки пространства, в которым магнитное поле Земли соединяется с магнитным полем Солнца, образуя прямые магнитные пути

Эти магнитные пути, ведущие от нашей планеты к атмосфере Солнца, проходят через космос, простираясь на расстояние почти в 150 миллионов километров.

"Мы называем эти точки Х-точками (X-points) или областями электронной диффузии (electron diffusion regions)" - рассказывает Джек Скаддер. - "Исследования, проведенные с помощью космического аппарата НАСА THEMIS и европейских аппаратов Cluster, показали, что эти магнитные "порталы" возникают и исчезают (открываются и закрываются) по нескольку десятков раз в сутки".

Х-точки располагаются обычно на высоте нескольких десятков тысяч километров от поверхности Земли, там, где магнитосфера Земли начинает испытывать сильное влияние прибывающего от Солнца потока частиц и излучения, известного как солнечный ветер. Большинство возникающих порталов малых размеров и короткоживущие, но изредка встречаются стабильные порталы, больших размеров и существующих достаточно продолжительное время. Влияние этих магнитных порталов на Землю огромно, тонны частиц с высокой энергией прибывают сквозь эти червоточины, нагревая верхнюю часть атмосферы Земли, вызывая геомагнитные возмущения, бури и зажигая яркие северные сияния.

Обнаруженный феномен магнитных "порталов" настолько необычен и интересен с научной точки зрения, что в НАСА уже серьезно задумываются над запуском специализированной миссии для проведения детальных исследований явления. Эта миссия, будет называться MMS (Magnetospheric Multiscale Mission), и если все пойдет согласно планам, стартует в 2014 году. На борту космического аппарата миссии будет установлен детектор высокоэнергетических частиц и чувствительные датчики магнитного поля. В рамках миссии MMS всего в космос будет запущено четыре идентичных исследовательских аппарата. Эти аппараты поднимутся на высоту, где возникают магнитные "порталы", окружат их и займутся непосредственным их изучением.

X-точки формируются под влиянием эффекта, который называется магнитным переключением. Это достаточно сложный процесс, в котором принимают участие магнитное поле Земли, Солнца и поток заряженных частиц. Не вдаваясь в сильные подробности этого процесса скажу, что аномальная X-точка возникает там, где направления магнитных полей Земли и Солнца перекрещиваются под определенными углами, а поток заряженных частиц, под воздействием суммарного магнитного поля, создает область электронной диффузии.

Для того, что бы определить методику исследования областей электронной диффузии, "порталов" или X-точек, Джек Скаддер выполнил анализ данных, собранных более 10 лет назад космическим исследовательским зондом НАСА Polar. "В конце 1990-х годов космический аппарат Polar провел годы, вращаясь в магнитосфере Земли" - объясняет Скаддер. - "За это время он множество раз "сталкивался" с X-точками, но ученые попросту не обращали внимания на необычные всплески в данных".

Поскольку на космическом аппарате Polar стоял набор таких же датчиков, который планируется устанавливать на космических аппаратах миссии MMS, то данные этих двух миссий, прошлой и будущей, будут иметь подобную природу. "Используя данные аппарата Polar, мы выявили пять базовых комбинаций значений магнитных полей и мощности потока частиц высокой энергии. Эти данные говорят о том, что космический аппарат "столкнулся с аномальным магнитным "порталом". Все необходимые измерения выполняются единственным космическим аппаратом, который тут же направляется в зону электронной диффузии, обнаруженной первым аппаратом".

Специалисты, разрабатывавшие план миссии MMS, изначально собирались вывести на околоземную орбиту всего один космический аппарат. Данные, собираемые первым аппаратом в течение одного года, позволили бы ученым разработать методы изучения явления X-точек, после чего в космос были бы отправлены следующие аппараты, снабженные соответствующим научным оборудованием. Анализ данных от космического аппарата Polar, выполненный Скаддером, позволит пропустить первую исследовательскую фазу миссии и вывести в космос все аппараты, которые сразу приступят к делу.

Источник: cnews.ru.