Колонизация других планет? Бывшая астронавт в это не верит

Этого не случится никогда? - считает Хайдемари Марта Стефанишин-Пайпер.

Пока NASA радостно рассказывает, что на Международной космической станции были испечены первые печенья (с ароматом шоколада), бывший американский астронавт Хайдемари Стефанишин-Пайпер решила добавить в космическую эйфорию свою ложечку дегтя: она не верит, что человечество когда-нибудь найдет себе новый дом на другой планете.

Хайдемари Марта Стефанишин-Пайпер знает космос не понаслышке. Фото: AP/NASA

Скепсис

«Летать в космос - это тяжело.

Но когда люди начинают мечтать о том, чтобы в конечном итоге переселить все человечество на другую планету ... Этого не случится никогда», - заявила бывшая 56-летняя астронавт, совершившая в 2006 и 2008 году два космических полета, в интервью газете Süddeutschen Zeitung.

Тем не менее, она ожидает, что еще при ее жизни будет осуществлена первая посадка человека на Марс. Но сначала, считает она, нужно снова полететь на Луну, так что это может занять еще некоторое время. «Возможно, мы сделаем это в 2024 году, как планирует NASA. Возможно», - делает ударение на последнем слове Стефанишин-Пайпер. - «Считайте меня скептиком или, лучше, реалистом, но четыре года на самом деле не так много, особенно если вы знаете скорость, с которой движется NASA».

Вопрос терпения

Правда, такую миссию планировали и частные компании. Однако бывшая астронавт относится к их шансам на успех с еще большим скептицизмом. Ведь частные компании объявили о полетах для космических туристов уже более десяти лет назад. «Они уже продали билеты, но пока еще ни один турист в космос не слетал».

В космических делах требуется терпение - пекари на МКС также это заметили. Когда они через 25 минут вынули первую партию печенья из своей новой специальной печи, выпечка которых на Земле заняла бы всего 20 минут, оказалось, что оно еще явно сырое.. После этого они еще несколько раз увеличивали время выпечки до тех пор, пока через два часа печенье действительно было готово.

Лунные дома из камня и… мочи

Не только туалетная бумага может быть важным и ценным продуктом. Иногда даже субстанция, для одной из которых эта туалетная бумага предназначена, может раскрыть свой совершенно немыслимый потенциал. Самое новое и невероятное применение: лунный бетон из мочи астронавтов.

Ученые рассматривают разные варианты материалов для строительства баз на Луне и других планетах. © ESA, Foster and Partners

Строительство лунной базы - это настоящий логистический кошмар: транспортировка десятков тысяч тонн бетона на Луну громоздка и чрезвычайно дорога - каждый килограмм материала обойдется чуть менее чем в 20 000 евро.

А это значит, что значительно выгоднее изготавливать строительное вещество прямо на месте стройки. Камней на Луне имеется предостаточно. Из них могут быть получены геополимеры неорганических материалов, которые характеризуются особой стабильностью и долговечностью и, таким образом, представляют собой идеальный базовый материал. К сожалению, на Луне имеется явный дефицит воды, и поэтому ситуация выглядит не такой уж и перспективной - отсутствует пластификатор. И вот теперь команда ученых из ESA под руководством Шимы Пилехвар, похоже, нашла для этих целей подходящее, обильное и постоянно возобновляемое сырье. В специальном журнале Journal of Cleaner Production они опубликовали результаты своих экспериментов с мочевиной (лат. Urea), важным компонентом человеческой мочи.

Мочевина способна расщеплять молекулы водорода и снижать вязкость жидкостей - короче говоря: она позволить им даже при низком потреблении воды течь менее вязко. Исследователи в лабораторных условиях проверили, насколько хорошо это работает применительно к строительным материалам. В отсутствие настоящих лунных камней они использовали искусственный полимер, разработанный Европейским космическим агентством ESA, часть которого они смешали с мочевиной, а часть с другими пластификаторами. Из этой смеси с использованием 3D-печати были изготовлены небольшие цилиндры, и различные слои были наложены друг на друга (см. фото). Такой способ был выбран потому, что будущая лунная среда обитания людей также должна быть создана с помощью такой трехмерной печати, чтобы минимизировать участие человека в строительных работах и, таким образом, снизить опасность для космонавтов.

Образцы лунного бетона. Используя 3-D принтер, исследователи напечатали и сравнили несколько слоев лунного бетона. Оба образца содержат три процента пластификатора: мочевину (слева) и наиболее распространенный пластификатор нафталин (справа). © Shima Pilehvar et al. / Journal of Cleaner Production

По сравнению с обычными пластификаторами, такими как нафталин и поликарбоксилат, мочевинный бетон хорошо показал себя во всех нагрузочных испытаниях. Оказалось, что маленькие цилиндры смогли не только выдержать килограмм веса без деформации; прохождение нескольких циклов замораживания и оттаивания сделало их еще прочнее. Пилевар и ее команда собираются на следующем этапе исследовать более экстремальные колебания температуры, а также продолжить исследования в новом направлении: Насколько хорошо мочевинный бетон справится со своими задачами в вакууме? Сможет ли он защитить обитателей базы от метеоритных дождей и космического излучения? Также остается пока открытым вопрос о том, как будет мочевина извлекаться из мочи, и необходимо ли это вообще, потому что, возможно, и другие компоненты мочи, особенно вода, также могут способствовать стабильности новой лунной базы. Так что вполне вероятно, что будущие астронавты будут мочиться с пониманием того, что это поможет расширить их жизненное пространство на Луне.

ESA и "Роскосмос" перенесли запуск миссии "ExoMars" на два года