Фото: РИА Новости
Новые космические державы планеты демонстрируют успехи в освоении околоземного и межпланетного пространства, но на смену космической гонке 1950-1980-х годов пришло понимание, что реальные открытия возможно сделать только сообща. Слишком больших вложений потребуют новые разработки. Чтобы идти дальше – дальше Луны, Марса, Венеры – государства Земли должны объединить усилия
Россия проводит реформу космической отрасли. Сумма в 58 миллиардов долларов, которая выделяется на новые программы в срок до 2020 года, будет потрачена в том числе на разработку ракеты-носителя нового поколения для запуска космических аппаратов на высокие околоземные орбиты, к Луне, Марсу, Юпитеру и другим объектам Солнечной системы. Совершенствуется и наземная космическая инфраструктура. В ноябре 2015 года с нового космодрома "Восточный" стартует первая ракета.
Рассказывает Сергей Крикалев, глава Центра подготовки космонавтов.
"Строительство на космодроме "Восточный" будет продолжаться еще не один год. И, наверное, через несколько лет после того как будет запущена первая ракета, на этом не закончится, будут делаться новые стартовые комплексы под новые ракеты. Это реально многолетняя программа. В перспективе – корабль с возможностью полета в сторону Луны. Лунная программа тоже прописана в основе космической политики".
По словам Крикалева, космического сотрудничества между странами сегодня больше, чем соревнования. С американцами и европейцами идет речь о кооперации. Даже Китай, самостоятельно повторив путь, проложенный когда-то СССР и США – запуск спутника, полет человека на орбиту, первая женщина-тайконавт (космонавт) и так далее, сотрудничает с Европой и Бразилией.
За плечами Европейского космического агентства не только миссии на Марс и Венеру, но и на Титан (спутник Сатурна). Это самая дальняя в Солнечной системе посадка рукотворного космического объекта. Как рассказал "Голосу России" глава отдела международных связей Европейского космического агентства Фредерик Нордлунд, готовится миссия на Меркурий. (Frederic Nordlund, Head of the International Relations Department of European Space Agency (ESA). А несколько месяцев назад ЕКА и Россия подписали соглашение о совместном исследовании Марса.
"Очень важное для нас, это наше партнерство с Россией по вопросам исследования Марса, в частности, запуска двух робот-миссий на Марс, которые являются составной частью программы ЭкзоМарс. Миссия 2016 года отправит Марсианский научный орбитальный аппарат, который снабжен Модулем входа (в атмосферу), спуска и приземления, в 2018 году Экзомарс Ровер приземлится на Марсе. Это очень важный аспект нашего сотрудничества с Россией".
По словам собеседника "Голоса России", развивается европейское партнерство и с новыми космическими державами – Китаем, Индией и Бразилией. Сегодня в освоении космоса гораздо больше перспектив, чем во времена космической гонки, уверен представитель ЕКА.
"Я бы сказал, что никакой гонки нет. Так как и это хорошие новости на самом деле, когда Вы участвуете в гонке, как, например, в 1960-х, у наций есть мотивация быть частью большого проекта, но как только какая-то сторона одерживает победу, на этом гонка заканчивается. Когда нации работают на основе совместного сотрудничества, а не гонки, они могут рассчитывать на более далеко идущее партнерство, потому что таким образом они могут обеспечить себе работу в долгосрочной перспективе. И мне кажется, что международная космическая станция – это прекрасный пример такого долгосрочного вложения, Россия является в ней ключевым партнером, ЕКА является также ключевым партнером, чья деятельность направлена на поддержание исследований и обеспечение работы станции в течение многих последующих лет. Так что вместо гонки мы, скорее, относимся к этому как к партнерству в вопросах глобального изучения космоса. И такой вид взаимодействия, по нашему мнению, намного сильнее, чем если бы мы пошли по пути гонки".
Сегодня, когда идеологическая составляющая космической гонки преодолена, объединение усилий стало нормой и единственным способом получить оптимальный результат, уверен Марк Свиздак из Отдела исследований физики космической плазмы при Университете Мериленда (США).
"НАСА, например, чтобы добраться до Международной космической станции, осуществляет свои полеты через другие страны. Россия играет большую роль в этом вопросе совместно с частными корпорациями и с европейским и японским космическими агентствами".
Для Индии космос – в значительной степени демонстрация амбиций. В начале ноября Индия, обогнав Китай, запустила исследовательскую станцию к Марсу.
О целях индийской космической программы "Голосу России" рассказал глава Индийской организации космических исследований Кумарасвами Радхакришнан.
"Прежде всего мы хотим показать, что Индия способна запускать в космос подобные корабли и выводить их на орбиту Марса. Это составляет где-то 80 % нашей цели. И если уже нам удалось вывести корабль на орбиту Марса, мы хотели бы произвести там ряд экспериментов, в частности исследовать атмосферу Марса. Да, это сложная миссия, и мы ещё только учимся, это наш первый шаг. Но, в конце концов, мы опираемся на опыт подобных миссий, который уже имеется у США и России".
Отправить человека в космос Индия планирует уже после 2016 года. Космический бюджет Индии на 2012-2013 финансовый год составлял $1,3 млрд, тогда как Китай, по оценкам американских исследователей, потратил в 2012 году на космос около $5 млрд.
Завидный прагматизм в освоении космоса демонстрирует Бразилия. Она тоже успешно сотрудничает в этой области с Китаем. Как рассказал "Голосу России" глава космического агентства Бразилии Жозе Раймунду Брага Коэльо, в декабре с бразильского космодрома Алкантара будет запущен мощный бразильско-китайский спутник. Кроме того, разрабатывается проект космических путешествий. Однако Бразилия реально оценивает свои возможности, поэтому пока не стремится за короткий срок пройти весь цикл классической космической гонки середины прошлого века.
"Наша деятельность направлена не на создание большого количества астронавтов, а на исследование Земли, территории Бразилии с помощью спутников самого разного предназначения. Мы не против космонавтики, но это направление требует значительных средств, коими пока мы не располагаем".
Тем не менее Бразилия уже закончила работы по созданию собственной ракеты-носителя. Первый тестовый запуск пилотируемого корабля будет осуществлен в 2014 году.
По словам бразильского чиновника, контакты с Россией осуществляются на человеческом уровне, а сотрудничество с Роскосмосом пока ограничено программой космической навигации ГЛОНАСС.
"Сейчас, к сожалению, нет конкретных проектов, кроме как участие в проекте ГЛОНАСС, система спутниковой связи, которая разрабатывается русскими. Она похожа на американскую GPS, но мне кажется, что у неё более продвинутые инженерные решения. В университете Бразилиа установлен сейчас один из счетчиков или модулей системы ГЛОНАСС, используемый бразильскими инженерами и техниками".
Тем не менее в Бразилии очень высоко оценивают вклад России в космические исследования и полностью полагаются на ее опыт.
"Русским мы должны быть благодарны за их теоретические и практические шаги по исследованию космических полётов. Вся теория космических полётов основана именно русскими. Американцы позже стали использовать именно наработки и теорию русских. Я помню, какое удивление и потрясение вызвал в мире первый советский спутник. Русские были первопроходцами во многих космических дисциплинах. И это надо признать всем в мире. А структура подготовки специалистов и космонавтов – это вообще отдельная история, которая просто фантастическая по своему охвату, по глубине и достижениям. И мне думается, что они идут тем же путем и сегодня".
Изучение космоса было и остается «трамплином» для развития новых технологий. А привлечение частного капитала – важный элемент достижения рывка, считают специалисты. Участие бизнеса в освоении космоса – новый общемировой тренд, пояснил "Голосу России" член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского, специалист по космической политике Андрей Ионин.
"На мой взгляд, мировая космическая отрасль сейчас находится на переломе. Он связан с исчерпанием прежней модели развития мировой космонавтики, которое происходило с начала космической эры в 50-60 годах. Сейчас происходит слом этой модели с приходом частного бизнеса в космос. Это этап появления новых компаний, небольших, целеустремленных, креативных, которые строят космонавтику на основе новых производственных и бизнес-моделей".
Пример: американская компания Space X, которая уже запустила тяжелую ракету Falcon и испытала космический "грузовик" Dragon. В России появилась компания "Даурия Аэроспейс", отмечает Ионин.
"Появление таких компаний имеет далеко идущие последствия для мировой космонавтики. Они становятся уже не только драйверами инноваций в отрасли, но и вообще драйверами этой отрасли, и постепенно всю производственную активность, все новые программы перекачивают к ним".
По словам Андрея Ионина, космонавтика 1950-1960-х годов играла совсем другую роль – приоритетом было развитие ракетно-ядерного оружия. В случае с новыми игроками космической отрасли о таких мотивах речи не идет. Космонавтика отошла на периферию общественного интереса и фактором внутренней политики стать тоже не может. А огромные затраты – десятки миллиардов долларов в год – вынуждают государства отдавать космос в частные руки. Однако частные корпорации сами по себе не смогут внести серьезный научный вклад. Новые открытия и серьезные космические проекты – за масштабными международными альянсами, уверен Ионин.
"Так как эти программы очень затратные, и в то же время в них есть определенный пласт технологии, а ресурсы ограничены – что у России, что у Бразилии, что у Индии, даже у США и Китая,– может идти речь о создании неких технологических альянсов стран для развития уже в широком спектре космических технологий".
Впрочем, специалист не исключает, что перспектива дальнейшего освоения Луны может подстегнуть "индивидуальную гонку". Однако консолидация усилий человечества в космической области всё равно предпочтительнее.
Источник: rus.ruvr.ru.
Свежие комментарии