Бактерии с зонда «Фобос-Грунт» могут изменить «экосистему» Марса

МОСКВА, 28 дек — РИА Новости. Эксперимент по доставке земных бактерий к Фобосу и обратно на Землю на борту российской межпланетной станции «Фобос-Грунт» может привести к попаданию земных микроорганизмов на Марс и необратимым последствиям для его «экосистемы», считает Барри ди Грегорио (Barry DiGregorio), почетный сотрудник Центра астробиологии в британском Кардиффе и глава Международного комитета против миссии по доставке образцов с Марса (ICAMSR — International Committee Against Mars Sample Return).

Однако российские ученые исключают, что земные бактерии могут попасть на Марс или на Фобос.

Проект «Фобос-Грунт» предусматривает отправку зонда к спутнику Марса Фобосу, посадку автоматического аппарата на поверхность спутника, взятие проб грунта и отправку их обратно на Землю.

Вместе с российским зондом, запуск которого запланирован на ноябрь 2011 года, отправится капсула с земными организмами — около 60 образцов бактерий, животных (микроскопических ракообразных) и растений. Когда «путешественники» вернутся на Землю, ученые смогут выяснить, как повлиял на них трехлетний полет в межпланетном пространстве. В частности, это позволит получить новые аргументы за или против гипотезы панспермии — возможности переноса жизни через космическое пространство.

Ди Грегорио резко выступает против подобных экспериментов, заявляя, что таким образом «уникальный талант» человека загрязнять окружающую среду выходит за пределы нашей планеты.

В статье, опубликованной во вторник в британском журнале New Scientist, лидер ICAMSR напоминает, что все космические державы в 1967 году подписали «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства». Этот документ, в частности, предписывает исследовать космическое пространство, Луну и другие небесные тела, «таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения». Первые межпланетные аппараты действительно тщательно стерилизовались, однако затем этой процедурой стали пренебрегать.

«Согласно оценкам, около 1 триллиона спор микробов с космических аппаратов уже было рассеяно в окрестностях Марса», — заявляет ди Грегорио, ссылаясь на исследование, опубликованное в 2005 году в журнале Advances in Space Research.

По его мнению, российская миссия «Фобос-Грунт» опасна вдвойне, поскольку в межпланетное пространство впервые отправятся не споры, а живые микроорганизмы. «Если это не прямое нарушением договора об исследовании космоса, то что тогда это?», — спрашивает он.

Ди Грегорио полагает, что риск катастрофы космического аппарата, который может разбиться на поверхности Марса и выпустить на «волю» земные микроорганизмы, исключительно велик: из 38 аппаратов, отправленных на Марс, достигли успеха только 19. По меньшей мере три разбились при посадке.

Эксперименты на «Аполлонах» и МКС показали, что многие микробы способны длительное время существовать в космосе.

«Вопрос “Есть ли жизнь на Марсе?” уже получил ответ благодаря нашим собственным невежественным действиям. Да, на Марсе есть жизнь, потому что мы сами привезли ее туда. Остается лишь вопрос о том, выживет ли она и собьет ли с толку будущие иследования. Отправка живых бактерий к Фобосу может увеличить риск, что это произойдет», — заключает ди Грегорио.

«Пассажиры» не смогут сбежать

Российские специалисты, участвующие в проекте «Фобос-Грунт» уверены, что опасения ди Грегорио совершенно беспочвенны — никто из «пассажиров» межпланетной станции не сможет «сойти» на промежуточной станции.

«Это исключено», — сказал РИА Новости ученый секретарь Института космических исследований (ИКИ) РАН Александр Захаров.

Он напомнил, что существует принятая международная процедура PP (planetary protection) по защите других планет от земных микроорганизмов, а Земли — от возможных обитателей других планет.

«Есть процедуры, которые приняты международным сообществом. Это все (программа “Фобос-Грунт”) выполнено в соответствии с этими процедурами», — сказал Захаров.

По его словам, на поверхность Марса аппарат не попадет в любом случае, он может только пролететь мимо Марса. «Что касается Фобоса — у нас планируется мягкая посадка на Фобос, а потом он улетает с Фобоса, потому что эти капсулы в возвращаемом аппарате. Они не останутся там», — добавил он.

Если гипотетически предположить, что на Фобосе есть микроорганизмы, то теоретически они могут попасть на Землю, признал ученый, но даже и в этом случае сделано все, чтобы этого не произошло.

Возвращаемая капсула при спуске в земной атмосфере сильно обгорает, и никакие микроорганизмы не смогут выжить на ее внешней поверхности. Что касается образцов грунта с Фобоса внутри герметичной капсулы, то их изучение будет организовано таким образом, что любой контакт с внешним миром будет исключен.

Подробнее: http://news.mail.ru/society/5055077/