"МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ"

Больной скорее жив, чем мёртв! ("Приключения Буратино")

НАСА удалось частично вернуть "память" марсоходу Curiosity

Специалисты НАСА смогли восстановить работоспособность части микросхем памяти бортового компьютера марсохода Curiosity, вышедших из строя две недели назад

Об этом сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

В конце февраля специалисты были вынуждены переключить марсоход, с августа 2012 года работающий в кратере Гейла в южном полушарии Марса, на дублирующий бортовой компьютер

В из-за проблем с флэш-памятью на основном бортовом компьютере А. Работа по научной программе была приостановлена и пока не возобновлена. Бортовые ЭВМ марсохода представляют собой одноплатные радиационно-стойкие машины RAD750 на базе процессоров PowerPC 750 (G3).

Каждый из них имеет 256 мегабайт оперативной памяти и 2 гигабайта флэш-памяти. В минувшие выходные ученые продолжали выяснять состояние памяти компьютера A.

"Эти тесты дали нам много информации о ситуации с памятью... Мы уже можем записывать новые данные на многих участках памяти, пострадавших от сбоя, и рассчитываем, что дальнейшая работа сделает доступной еще больше участков", - говорит заместитель руководителя проекта Джим Эриксон (Jim Erickson).

На этой неделе ученые намерены загрузить в компьютер марсохода две новые программные "заплаты", которые позволят поменять процедуры работы с памятью так, что последствия сбоя не будут мешать нормальной работе ровера.

После этого команда миссии проведет новую оценку состояния марсохода, по итогам которой может быть принято решение о возврате к полноценной работе.

Пока ученые не хотят рисковать и возобновлять работу, не имея в распоряжении исправный компьютер-дублер. Марсоход сможет вернуться к нормальной "жизни", когда специалисты решат, что компьютер A находится в таком состоянии, что сможет в случае необходимости подменить компьютер B.

Источник: Голос России

Затем, кряхтя, он опять взялся за дрель:

Марсоход Curiosity проанализировал пудру, полученную в результате первого в истории бурения Марса, и обнаружил в ней следы азота, серы, кислорода, водорода, углерода и фосфора. "Это те вещества, которые являются доказательством существования воды, а как следствие — и возможных форм жизни миллионы лет назад", — констатировал инженер Джон Грансфилд.

По словам другого специалиста, Пола Махаффи, обнаруженные в веществе соединения сульфатов и сульфидов дают возможность предполагать возможность наличия источников химической энергии для микроорганизмов. "Пока мы не увидели доказательств существования микроорганизмов, однако наличие следов воды в минеральной пудре позволяет говорить, что на Марсе были условия для каких-либо форм жизни", — указали специалисты. "Химические показатели говорят нам о том, что на месте проведенных опытов существовало древнее соленое озеро, однако, сколько ему лет и когда ушла вода, мы ответить пока не можем", — рассказали ученые.

В конце февраля марсоход приступил к выполнению одной из наиболее сложных задач – сверлению плиты, которая называется Джон Клейн. Этот эксперимент беспрецедентен: до этого такие работы никогда не проводились на Марсе. Плита Клейна, которую пробурил марсоход, расположена в 500 метрах западнее от места посадки Curiosity. Место, кстати, было выбрано NASA неслучайно: специалистам удалось определить, что в этом районе поверхность остужается заметно медленнее, чем в других местах Красной планеты, передает ИТАР-ТАСС.

Недавно у космического аппарата возникли проблемы с памятью головного компьютера. Сейчас аппарат все еще работает при помощи дублирующей системы "B". "Мы держим связь с ровером, он отвечает, все выглядит хорошо, однако дальнейшие опыты по бурению будут проводиться только после полного восстановления главного компьютера "А", — сообщили специалисты Лаборатории реактивного движения в Пасадине. По их данным, восстановить полноценную работу удастся не раньше мая. Впрочем, и сейчас "аппарат находится в прекрасной форме, работа всех инструментов отлажена", уверяют они.
"Curiosity прекрасно сконструирован, он показал себя замечательно не только во время предполетных опытов на Земле, но и за миллионы километров — на далеком Марсе", — указали специалисты NASA

Источник: Вести.

"Помнят руки-то, помнят, родные!!!" (Х\Ф "Когда деревья были большими"):

Curiosity удалось доказать, что на Марсе была вода

Марсоходу Curiosity удалось добыть на Красной планете образцы грунта, анализ которых свидетельствует о том, что в породах небесного тела миллионы лет назад содержалась вода. Аппарат обнаружил частицы глинистых минералов, которые были сформированы рН-нейтральной водой.

По мнению экспертов NASA, находка доказывает, что в прошлом на Марсе существовали условия, благоприятные для возникновения жизни. На ту же мысль ученых наводит обнаружение следов азота, серы, водорода, кислорода, фосфора и углерода в почве Красной планеты.

Напомним, что в феврале 2013 г. Curiosity просверлил углубление на поверхности Марса. Работы по бурению были проведены на так называемой плите Джона Клейна. Специалисты NASA называют добычу опытных образцов самой технологически сложной задачей, которую решил аппарат за время пребывания на Марсе.

Миссия Curiosity продолжается с августа 2012 года. Реализация программы исследования Красной планеты с использованием этого аппарата обошлась США в 2,5 млрд долларов.

Источник: РБК.ру.