Как сообщают из НАСА, америганские инженеры решили приостановить работу марсохода "Куриозити" - причиной стала техническая неполадка в одном из компьютеров (говорят, мол, отказ части памяти). Марсоход потерял часть якобы полученных материалов и уже третьи сутки не способен выполнять исследовательские операции, однако по-прежнему поддерживает связь с Землей.
В начале февраля аппарат впервые сумел пробурить скважину (сначала на три сантиметра, потом на шесть сантиметров - что в общем-то смешно само по себе для аппарата такого размера) в поверхности планеты. Анализ собранных материалов космический робот должен провести сам - на его борту имеется специальная лаборатория.
США утверждает, что Curiosity совершил посадку на Марсе в середине августа 2012 года. Однако у меня есть в этом очень большие сомнения.
Даже простой анализ шасси этого аппарата - и то вызывает сомнения в разумности его создателей. И я никогда не поверю, что подобную техническую ересь могли отправить на ракете на Марс. Судите сами:
Вот это Куриозити целиком. Хорошо заметна вычурная схема шасси на шести колесах, из которых четыре колеса являются управляемыми (поворотными), а средние - неповоротные. Чуть дальше я вам объясню, почему такое решение граничит с безумием, а пока в качестве эталонного решения давайте посмотрим на советский Луноход:
Несложно заметить различия: луноход имеет 8 колес, установленных довольно плотно друг к другу, причем эти колеса имеют иные пропорции (они уже, чем у американцев, при аналогичном диаметре). Масса Лунохода-2 около 836 кг - что сопоставимо с массой Куриозити (899 кг). Разумеется, на Луне он весит меньше, но и Куриозити на Марсе весит лишь 340 кг.
Диаметр колёс Лунохода — 510 мм, ширина — 200 мм, колёсная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм. Несложно заметить, кто колесная база и колея у Куриозити больше, а ширина колеса - около полуметра. Но отношение колесной базы к колее у Куриозити примерно такое же, как у Лунохода - почти "квадратное".
Это важно вот почему. При таком отношении колеи к колесной базе делать поворотные колеса - довольно бессмысленное занятие, аппарат прекрасно поворачивает "по-танковому" - за счет разницы в скорости вращения колес правого и левого борта. Таким же образом он запросто разворачивается на месте. Как и сделано на Луноходе - у него нет ни одного поворотного колеса. Поворотные колеса - это лишние приводы (то есть лишняя масса и вероятность отказа), это лишние сочленения (то есть опять-таки рост массы конструкции - вы сами можете увидеть на "американце" эти громоздкие рычаги и поворотные узлы) и т.д.
Между прочим, максимальная техническая скорость Куриозити - 150 метров в час, а у Лунохода - 4 километра в час. И это - при очень близкой энергетике источников питания и массе.
Кстати, Трансмаш предлагал и альтернативную тележку для Луноходов и Марсоходов - вот такую:
Здесь уже три колеса, как у американцев - но диаметры колес увеличены примерно до 0.8 метра, и используются пружинящие колеса из ленточных пружин и титановой сетки. Узлы ступиц и крепления колес аналогичны Луноходу - это простой Z-образный горизонтальный рычаг плюс тяга от электропривода, позволяющая складывать колёса в транспортное положение, и индивидуально регулировать высоту каждого колеса (например, при переезде через препятствие).
Кстати, заметны и отличия в технологиях самих колес - русские применяют спицованные колеса (такая конструкция наиболее рациональна по соотношению массы и прочности колеса - это вам любой велосипедист подтвердит), а американцы применяют довольно дурацкое цельное колесо с внутреним подрессорованием на U-образных элементах.
Сами колеса Куриозити имеют такое безумное соотношение ширины к диаметру, как будто он собрался ездить по болоту. Да что там - даже в болоте такие катки чрезмерно широки. При этом диаметр колес необъяснимо мал. Судите сами - вот Куриозити в сложенном (транспортном) положении, вписанный в круглый обтекатель:
Вполне очевидно, что диаметр колес можно было спокойно увеличить раза в полтора - при этом при той же площади контакта их ширину можно было бы в те же полтора раза уменьшить, при одновременном улучшении проходимости (рост диаметра и снижение угла наката на сыпучих и вязких грунтах). Русские на "Трансмаше" прекрасно это понимают и увеличивают диаметр колес практически до компоновочного предела - а что делают пиндосы? Дурацкие антинаучные колесики-катки, бросающиеся в глаза любому приличному инженеру своей непропорциональностью и неразумностью, да еще из-за чрезмерной ширины впустую сжирающие место под обтекателем.
Еще раз повторю: шасси Куриозити выглядит нерациональным, переусложненным и перетяжеленным. Такое впечатление, что его проектировали не инженеры-транспортники, а киношники.
То есть эта хренотень ездить-то может - например, по съемочному павильону. Но вот отправлять ее на Марс на ракете - это маразм.
Впрочем, даже киношники не опустились бы до такого маразма - все-таки их технические консультанты имеют толику здравого смысла. Вот транспорт из фильма Луна 2112:
А вот пиндосы высадились на Марс ("Миссия на Марс"):
Но ладно, я не буду над вами глумиться, и сразу покажу, ОТКУДА взялось это говношасси. Вот оно:
Узнаёте? Это так называемый Sojourner - 10-килограмовый аппаратик размером с коробку из-под ботинок, отправленный на Марс в 1996 году.
Вот он еще на Земле:
Другими словами - Куриозити получен тупым увеличением размеров конструкции этой ботиночной коробки в 10 раз. С доведением до маразма изначально малоразумной схемы. Что в общем и позволяет уверенно думать, что всё это - Голливуд.
А ведь первыми на Марс высадили самодвижущиеся марсоходы все-таки советские конструкторы. Это были две вот таких коробочки-шагохода:
По их результатам готовился к отправке в экспедицию «Марс–94/96» вот этот аппарат:
Но увы - СССР развалился, и марсоход никуда не полетел. А ведь могли бы, не парясь особо, отснять в павильонах езду наших космонавтов по Марсу - всё уже готово было:
Однако пиндосы уже сидели в Кремле, и тема накрылась. Так что - теперь ждите, чрез несколько лет пиндосские астроноты будут кататься типа по Марсу на еще раз увеличенной копии клоунского Sojourner-а перед камерами Спилберга. |
Свежие комментарии