На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Космос

8 382 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Бороздин
    Мой алгоритм - в статье на Самиздат и дзен "Библия как научный источник истории Мира"Единый алгоритм э...
  • дмитрий Антонов
    прошу прощения, меня тут небыло давно. А где Юрий В Радюшин? с Новым 2023 годомБыл запущен первы...
  • дмитрий Антонов
    жаль, что тема постепенно потерялась. а ведь тут было так шумно и столько интересного можно было узнать, помимо самих...Запущен CAPSTONE ...

Просто новости

Томич разработал надежную ядерную батарейку

 Дмитрий Прокопьев

Ядерную батарейку, которая способна около 12 лет работать без подзарядки, разработал аспирант 

Томского политехнического университета

 Дмитрий Прокопьев. Элемент питания на основе трития можно будет использовать в медицине, военной технике и космосе, в электронных устройствах, потребляющих небольшой ток, но вынужденных работать без замены источников питания в течение десятка лет, например в кардиостимуляторах.

«В герметичный корпус, заполненный тритием, помещают арсенид-галлиевый 3D-детектор, преобразующий энергию бета-частиц, испускаемых тритием, в электрический ток. В детекторе создано огромное количество колодцев. Общая их поверхность в сотни раз превосходит площадь детектора, и за счёт этого ядерная батарейка может быть эффективной», – рассказал Прокопьев журналистам.

Прокопьев добавил, что мощность его батарейки намного меньше обычных элементов питания, но она способна без подзарядки работать 12 лет – это время полураспада трития. Прототипы детекторов, которые являются основой данной батарейки, были успешно испытаны в Новосибирском институте ядерной физики имени Г. И. Будкера, и в Сибирском физико-техническом институте Томского госуниверситета.

 Источник: nanonews-2011.livejournal.com.

 

Безальтернативная энергетика

солнечная энергия, корабль, PlanetSolar, солнечные батареи

Фото: EPA

Ученые предлагают миру все новые и новые альтернативы нефти, углю и газу. Речь идет о ряде довольно смелых идей, экономическая осуществимость которых, впрочем, пока является предметом споров

Неискушенную публику поражает, так сказать, полет мысли изобретателей, заставляющих нас взглянуть на привычные вещи под неожиданным ракурсом. Есть предложение использовать движения человека или животного. Ученые пытаются создать батареи, которые бы накапливали энергию, выделяемую за время ежедневной активности человеческого тела. Эти батареи можно было бы использовать для зарядки ноутбуков, мобильных телефонов и других электрических приборов личного пользования. Другие специалисты предлагают использовать удары человеческого сердца. Вроде бы даже изготовлен MP3-плеер, питание к которому поступает от микрогенератора, напоминающего кольцо на пальце.

 Британские ученые Мартин Риддифорд и Джим Ривз предлагают использовать земное притяжение. Они разработали метод использования этой энергии для домашних осветительных ламп. Лампа с присоединенным к ней кожаным мешком с камнями и песком подвешивается над потолком. Из-за своей тяжести мешок тянется к земле и в течение 30 минут благодаря этому притяжению вырабатывается электроэнергия, необходимая для зажжения лампы. После этого опять можно повесить мешок, чтобы лампа горела еще полчаса.

Кроме того, британцы выпустили специальную машину для сбора мусора, для зарядки аккумуляторов которой используется сам мусор. В сутки такой мусоровоз собирает с улиц 25 тонн отходов, которые сортируются на специальной станции, а затем используются для производства энергии. Ту же энергию можно задействовать для уличного освещения.

Из не столь оригинальных, но более продуманных разработок можно отметить проект компании Mitsubishi. Новый вид транспорта под названием "зеленый автомобиль" ездит исключительно на растительном масле. Американцы в свою очередь предложили биодизель на основе крокодилового масла. По их словам, этот вариант лучше растительного, поскольку стоит гораздо меньше. Однако наиболее перспективным считается биотопливо на основе зеленых водорослей. Эту идею активно поддерживает основатель Microsoft Бил Гейтс, один из богатейших людей во всем мире. Здесь, кстати говоря, недавно совершен технологический скачок: ученые научились производить биотопливо из мокрых водорослей. Прежде необходимо было сначала высушивать добытую из-под воды биомассу.

В общем, мировая научная общественность включилась в гонку по поиску новых возобновляемых источников энергии, поскольку прежние альтернативные углеводородам источники уже не выглядят столь экзотично. Эта экзотичность порой отвлекает от сути. К примеру, движения животных (и как частный случай человека) испокон веков использовались в качестве привода для разных механизмов. Достаточно вспомнить ослика на мельнице или раба на галере. Использование силы земного притяжения тоже далеко не ново. Именно на этом основана работа, к примеру, гидроэлектростанций. Кстати говоря, этот ресурс, видимо, удержит свои позиции — даже несмотря на то что с экологической точки зрения он далеко не безупречен.

 Иными словами, ничего принципиально нового в альтернативной энергетике предложить пока не могут. Так или иначе наиболее конструктивные и действительно новые идеи связаны с работой Солнца, воздушных и водных масс. Но как раз на этих традиционных для альтернативной энергетики направлениях до реального прорыва пока далеко. Говорит заместитель директора по науке Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондент РАН Василий Богоявленский:

"Идеи, конечно, осуществимы. Но вопрос в масштабах. Дело в том, что потребность в энергетических ресурсах колоссальна. И новые направления вряд ли смогут заменить такие традиционные источники энергии, как нефть и газ. Если прошлый век считался веком нефти, то этот век признан веком газа.

Нельзя забывать, что при использовании нефти и газа, кроме энергетических, решается масса других проблем. В частности, производится масса полезных товаров повседневного спроса. Они окружают нас, и отказаться от них невозможно. Так что нефть и газ в ближайшее столетие будут незаменимыми.

Другое дело в пропорциях. Есть регионы, где количество солнечных дней приближается к количеству дней в году. Там целесообразно использовать солнечную энергию. Есть регионы, которые характеризуются достаточно сильными ветрами. В Северном море, в Голландии очень много ветровых электростанций. Без сомнения, это возобновляемая энергия. Но «ветровики» дают только энергию и не дают никаких химических элементов, в отличие от нефти и газа. Так что даже если бы можно было всю землю покрыть ветровыми электростанциями, это не решило бы проблему современной промышленности".

Общей проблемой альтернативной энергетики остается ее низкая эффективность, особенно в промышленных масштабах. Суммарные затраты на производство нередко превышают количество полученной энергии. Новые технологии позволяют существенно уменьшить расходы, но до экономической эффективности традиционной энергетики всем возможным альтернативам пока далеко. К примеру, солнечные батареи за весь срок службы выработают немногим больше энергии, чем уйдет на их производство. Да и неравномерность их работы из-за климатических условий резко ограничивает применение этой технологии. С ветряными электростанциями та же проблема, которая во всех вариантах (а особенно в морском) усугубляется чрезвычайно высокой стоимостью оборудования, его монтажа и эксплуатации.

Несколько "равномернее" солнечных батарей и обычных ветряков работают ветровые циклонные электростанции. Но и у них наблюдаются аналогичные недостатки. Что касается геотермальной энергетики, то далеко не везде можно сравнительно недорого и легко (как в Исландии) наладить добычу подземного тепла. Электростанции на энергии приливов и отливов, как и морских течений, из-за ненадежности громоздкого оборудования и сложности работы в зимний период пока возможны лишь в качестве экспериментальных. Генераторы промышленных масштабов здесь должны быть огромных размеров по причине низких скоростей воды.

Водород как источник энергии тоже далеко не так перспективен, каким его хотят видеть энтузиасты. Получение водорода требует немалых энергозатрат, а его смесь с кислородом взрывоопасна. Для автомобилей водород как топливо значительно уступает простому бензину. И с экологией не все однозначно: сами по себе водородные двигатели сравнительно "чистые", но вот выбросы заводов, где производится водород и оборудование для его использования в качестве топлива, нивелируют всю экологическую выгоду. По мнению специалистов, двигатели на водороде оказываются не лучше гибридных силовых установок (дизель + электромотор). Похожая ситуация складывается и с электрическими автомобильными двигателями.

Проблема биотоплива вообще выходит далеко за рамки энергетики. Директор Центра международной продовольственной и сельскохозяйственной политики в Миннесотском университете Карлайл Форд Рунге и профессор прикладной экономики Бенджамин Сенауэр приводят такое соотношение: чтобы наполнить 25-галлоновый бак американского внедорожника чистым этанолом, требуется 450 фунтов кукурузы, которых по калорийному содержанию хватило бы для пропитания одного человека в течение целого года. При этом для этой индустрии требуется так много исходного сырья, что стоимость кукурузы и других продуктов питания стремительно растет практически по всему глобусу. Согласно подсчетам Всемирного банка, почти три миллиарда землян живут менее чем на два доллара США в день. Даже незначительное повышение стоимости основных зерновых культур обернется для них катастрофой.

Короче говоря, если альтернативная энергетика и имеет право на существование, то пока исключительно как падчерица энергетики традиционной. Говорит старший научный сотрудник Института прикладной математики им. Келдыша РАН, кандидат физико-математических наук, ведущий специалист Энергетического департамента Института энергетики и финансов Юрий Рыков:

"Диверсификация источников энергии должна произойти. Где-нибудь ближе к 40-50 году баланс немного изменится. Но все равно ископаемые источники еще долго будут играть одну из основных ролей. Сейчас считается, что будет равная пропорция нефти, угля и газа. Возможно, сюда приплюсуется возобновляемая энергия. Если не произойдет каких-то существенных технологических изменений, доля атомной энергии, я думаю, будет меньше".

Целый ряд экспертов видит будущее альтернативной энергетики в продуманном использовании технологий прошлого. Речь идет, в частности, о малой энергетике. Мы уже упоминали про ослика. Так вот специалисты считают выгодным применение установок, непосредственно использующих механическую энергию (насосы, мельницы и т.д.). Хотя малая энергетика, как правило, выдает более дорогую энергию, чем большая, но близость к потребителям частично окупает издержки.

Оптимизм внушают альтернативы и в рамках ядерной энергетики. Они связаны с новыми технологиями и видами топлива для АЭС. Речь идет об освоении термоядерного синтеза и об "идеальном термоядерном топливе" гелии-3, найденном на Луне. Там его можно разрабатывать буквально с поверхности. По подсчетам некоторых специалистов, уже сегодня этот способ был бы экономически более выгодным, чем использование горючих ископаемых или урана, если бы была готова технология термоядерного синтеза и соответствующая инфраструктура.

С космосом связана и идея солнечных батарей и отражателей с передачей энергии на Землю концентрированным лучом с длиной волны 10—12 см. По мнению многих ученых, только наше светило способно покрыть все энергетические потребности человечества. По предварительным расчетам, наземные антенны для приема "энергосигнала" могут иметь форму эллипса 8 х 10 км.

Получается, что кардинальные решения энергетической проблемы нашей цивилизации так или иначе потребуют выхода за пределы Земли. Этот тренд станет дополнительным стимулом буквально для всех отраслей мирового хозяйства. Экспансия человечества за пределы земной атмосферы – это не подвешивание мешка с песком к примитивному электрогенератору, это чрезвычайно дорогое и наукоемкое занятие. Но в случае успеха результат с лихвой окупит все мыслимые и немыслимые затраты.

 

Источник: ruvr.ru.

 

ОАО "Cевмаш" строит очередную атомную глубоководную станцию?

В интервью генерального директора ОАО "Северное машиностроительное предприятие" Михаила Будниченко, опубликованном информационным агентством "Интерфакс-АВН", среди прочего упоминается интересный факт:

 

"Следующий год должен стать итоговым для третьей АПЛ проекта "Борей" – "Владимир Мономах". На стапеле – субмарины "Князь Владимир", "Казань", "Новосибирск", исследовательская атомная подводная лодка. Задачей 2014 года также является постановка в док крейсера "Адмирал Нахимов". Он долго стоял у причальной стенки "Севмаша" в ожидании своей судьбы, в мае 2013 года был заключен контракт с Минобороны РФ на ремонт этого корабля". Вероятно, речь может идти об очередной атомной глубоководной станции для Главного управление глубоководных исследований Министерства обороны.

 

рисунок

 

Приводим текст интервью полностью:

Михаил Будниченко: 2014 год должен стать итоговым для третьей атомной подводной лодки проекта "Борей"

На рубеже 2013 – 2014 годов генеральный директор ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" ("Севмаш") Михаил Будниченко рассказал в интервью "Интерфаксу-АВН" об основных итогах работы северодвинского предприятия в ушедшем году и планах на 2014 год.

- Михаил Анатольевич, каковы главные итоги работы "Севмаша" в 2013 году, какие задачи стоят на 2014 год?

- Только что завершившийся год для "Севмаша" был очень напряженным по всем направлениям деятельности. В ноябре на предприятии состоялось историческое событие – завершив ремонт и модернизацию авианосца "Викрамадитья", мы передали корабль Военно-морским силам Индии. Заказчик высоко оценивает качество выполненных на корабле работ. В мировой истории судостроения аналогов таких проектов не существует. 7 января корабль прибыл на военную базу в Карвар. Теперь это - флагман индийского флота.

В области гражданского судостроения у нас также есть определенные успехи. "Севмаш" завершил основные работы по строительству уникальной морской ледостойкой платформы "Приразломная", аналогов которой в России не существует. Нефтегазодобывающая платформа, которая установлена в Печорском море, передана заказчику – ОАО "Газпром". Уже получена первая нефть.


Также мы сдали океанскую мега-яхту. Несмотря на свои небольшие размеры по сравнению с подводными кораблями, она открывает для "Севмаша" очень важную страницу. Для нашего предприятия это первый опыт в строительстве судов экстра-класса.

Но самым главным для нас, конечно, остается выполнение гособоронзаказа. Во-первых, хочу отметить, что 2013 год проходил под знаком 55-летия первой советской атомной подводной лодки, которая была построена на "Севмаше". Поэтому очень символично, что в том году у нас состоялись сразу два знаменательных события в области создания современных подводных кораблей. В ушедшем году мы подняли флаги ВМФ на головной субмарине проекта "Борей" – "Юрий Долгорукий" и первой серийной атомной подводной лодке (АПЛ) "Александр Невский". Уверен, в юбилейный для атомного подводного судостроения год корабелы предприятия блестяще подтвердили свой профессионализм.

Следующий год должен стать итоговым для третьей АПЛ проекта "Борей" – "Владимир Мономах". На стапеле – субмарины "Князь Владимир", "Казань", "Новосибирск", исследовательская атомная подводная лодка. Задачей 2014 года также является постановка в док крейсера "Адмирал Нахимов". Он долго стоял у причальной стенки "Севмаша" в ожидании своей судьбы, в мае 2013 года был заключен контракт с Минобороны РФ на ремонт этого корабля.

И еще один из важных моментов жизни нашей верфи – нам удалось запустить социальную программу строительства жилья для корабелов. Летом был сдан первый 38-квартирный дом, где получили квартиры работники предприятия на условиях долевого участия в строительстве жилья. Планируем продолжить начатое дело. В планах - сдача в 2014 году еще двух домов. Уверен, подобные программы очень нужны и важны для таких градообразующих предприятий, как Севмаш. Это позволит сделать привлекательной работу на верфи, а самим работникам – чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

- Как идет работа по подготовке к передаче ВМФ атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (АПРК СН) "Владимир Мономах", когда можно ожидать это событие?

- АПЛ "Владимир Мономах" проходит морские испытания. В 2013 году он четыре раза выходил в море, показав хорошие результаты. После завершения полного цикла испытаний подводного ракетоносца последует его ревизия и отделка, затем – подписание приемного акта и передача Военно-морскому флоту России. Мы вышли на хорошие показатели по строительству подводных ракетоносцев так называемой княжеской серии. На головной АПЛ проекта "Борей" "Юрий Долгорукий" Андреевский флаг был поднят 10 января 2013 года, первая серийная - АПЛ "Александр Невский" - передана флоту меньше, чем через год - 23 декабря 2013 года. Уверен, испытания АПЛ "Владимир Мономах" мы также завершим своевременно и передадим флоту.

- На каком этапе находятся работы по АПЛ "Северодвинск"?

- Головная атомная подводная лодка "Северодвинск" прошла этапы швартовных, заводских и государственных испытаний. Программа госиспытаний выполнена в полном объеме. Успешно осуществлены ракетные пуски крылатыми ракетами. После завершения ревизии и отделки "Севмаш" в канун 2014 года передал субмарину в состав Военно-морского флота.

- Каким образом организовано послепродажное обслуживание авианосца "Викрамадитья", недавно переданного ВМС Индии?

- Для гарантийного обслуживания авианосца "Викрамадитья" сформирована группа специалистов предприятия. Сейчас они вместе с индийским экипажем авианосца находятся на корабле, который уверенно прошел путь от "Севмаша" до индийской военно-морской базы в Карваре. Так что период гарантийного обслуживания уже начался. Он будет проводиться в течение года. Российские специалисты осуществляют контроль за эксплуатацией техники, при необходимости выполняют ее наладку. В Индии будет находиться небольшая группа специалистов предприятия, и в случае надобности, или по просьбе индийской стороны они будут вызывать специалистов из России для проведения необходимых работ на корабле.

- Когда можно ожидать закладку подводных лодок "Александр Суворов" и "Михаил Кутузов"?

- Традиционно мероприятия по закладке новых атомных подводных лодок приурочиваются к значимым датам. Планируется, что две АПЛ будут заложены в 2014 году. Что касается названий, то, замечу, что это прерогатива Военно-морского флота и наименование этих кораблей пока мне не известно.
 
 

Источник: nikolino.livejournal.com.

Картина дня

наверх