Как будет выглядить Солнце. когда оно умрет?

Планетарные туманности – конечное состояние звезды солнечного типа, которое предвещает конец её жизни, полной энергии. Они формируются, когда звёзды до восьми раз массивнее Солнца начинают умирать, раздуваясь в красных гигантов, перед тем как сбросить внешние слои, почти половину своей массы, в газ и пыль.

Солнце само по себе вступит в предсмертную агонию приблизительно через 5 миллиардов лет, когда оно начнёт превращаться в красную гигантскую звезду. Хотя точно не ясно, как именно будет выглядеть его планетарная туманность – форма, вероятно, будет зависеть от некоторых факторов, таких как будущее магнитное поле Солнца – наблюдения около 1600 известных планетарных туманностей предполагают, что наша звезда уйдёт в огне великолепия.

Существующие всего несколько десятков тысяч лет, планетарные туманности помогают рассеивать в космическом пространстве тяжёлые химические элементы, которые могут стать частью следующего поколения звёзд. Новая книга под названием Galaxy: Exploring the Milky Way (Галактика: Исследуя Млечный Путь) автора Стюарта Кларка предсавляет ряд абсолютно удивительных изображений туманностей.

Мерцающая туманность

Эта туманность настолько тусклая, если смотреть в небольшой телескоп, что она то появляется, то исчезает из поля зрения. Никому не известно, чем вызваны красные пятна с каждой стороны туманности.

Расстояние: 2200 световых лет

Размер: 1.5 световых года

(Фото: Bruce Balick (University of Washington), Jason Alexander (University of Washington), Arsen Hajian (U. S. Naval Observatory), Yervant Terzian (Cornell University), Mario Perinotto (University of Florence, Italy), Patrizio Patriarchi (Arcetri Observatory, Italy) and NASA)

Туманность бумеранг

Возможно более подходящее название – галстук-бабочка, эта молодая планетарная туманность ещё не достигла своей зрелости.

Размер: 2.1 световых года

(Фото: R. Sahai and J. Trauger (JPL), NASA/ESA)

Туманность Эскимо

Кольцо газовых "спиц” окружает два эллиптических пузыря газа, один из них скрыт в глубине туманности, а другой мы можем наблюдать.

Размер: 2 световых года

(Фото: NASA/Andrew Fruchter/ERO Team/Sylvia Baggett/STScI/Richard Hook/ST-ECF/Zoltan Levay)

Гамбургер Гомеса

Звезда только приступила к переходу из красного гиганта в планетарную туманность. Тёмная полоса – это пыль, кружащаяся вокруг звезды.

Расстояние: 6500 световых лет

Размер: 0.25 световых года

Туманность Песочные часы

Что на первый взгляд кажется петлями, в действительности газ в форме песочных часов с верхушкой, наклонённой к нам.

Расстояние: 8000 световых лет

Размер: 0.3 световых года

Туманность Кошачий глаз

Астрономы до сих пор не могут понять, каким образом были сформированы замысловатые завитки и концентрические слои этой туманности.

Расстояние: 3000 световых лет

Размер: 1.2 световых года

(Фото: NASA, ESA, HEIC, and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA))

Туманность Тухлое яйцо

В этой планетарной туманности астрономы обнаружили большое количество серы. Газ сероводород отвечает за запах в тухлых яйцах, отсюда и название туманности.

Размер: 1.4 световых года

(Фото: NASA and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA))

Туманность Южный Краб

В центре этой туманности взаимодействуют две звезды и создают эти обширные исходящие потоки вещества.

Размер: 2 световых года

(Фото: Romano Corradi, Instituto de Astrofisica de Canarias (Tenerife, Spain); Mario Livio (Space Telescope Science Institute, Baltimore); Ulisse Munari (Osservatorrio Astronomico di Padov-Asiago, Italy); Hugo Schwarz (Nordic Optical Telescope, Canarias, Spain); and NASA)

Туманность Кольцо

Впервые включена в каталог более 200 лет назад, туманность кольцо считалась классической планетарной туманностью. Однако теперь астрономам известно, что форма колец – это всего лишь одна из форм, которую может принимать туманность. На инфракрасной длине волны видно, как прекрасная паутина газовых лепестков окружает основную кольцевую структуру туманности. Здесь отображается то, что центральная звезда начала терять газ задолго до формирования внешних колец.

Размер: 1 световой год

(Фото: Hubble Heritage Team (STScI/AURA/NASA))

Туманность Сетчатка

Обширные облака пыли, каждое из которых больше, чем вся наша Солнечная Система, пересекают планетарную туманность.

Расстояние: 1900 световых лет

Размер: 0.9 световых года

Туманность Спирограф

Красное свечение в этой тонкой структуре туманности исходит от азота, а голубой – это признак кислорода.

Размер: 0.2 световых года

(Фото: NASA/JPL-Caltech/J. Hora (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics))

Туманность Бабочка

На построение этой хрупкой на вид структуры из газа у звезды ушло всего 1200 лет.

Расстояние: 2100 световых лет