Насколько рано жизнь умерла на Марсе?

Некоторые геофизики даже не задаются вопросом, была ли когда-то жизнь на Марсе или нет. Вместо этого они хотят выяснить, когда удары астероида могли уничтожить эту жизнь еще до того, как он смогла достаточно развиться.

А могло ли случиться так, что жизнь на Марсе все-таки была, но ее уничтожили астероидные атаки? © NASA's Goddard Space Flight Center Conceptual Image Lab / BENNU’S JOURNEY - Early Earth / CC BY 2.0 CC BY

Вполне вероятно, что одно из самых интенсивных событий в истории Солнечной системы ранее было несколько искажено, считает не так уж мало ученых-геофизиков: имевшая место чуть менее четырех миллиардов лет назад необычная и невероятно жесткая «большая бомбардировка», представлявшая собой настоящий град астероидов, затронувший все внутренние планеты, могла уничтожить едва зарождавшуюся на этих планетах жизнь.

Но могло ли быть так, как считают скептики: бомбардировка внутренних планет была скорее хронической, то есть она медленно началась и также очень постепенно прекратилась? В этом ключе ученые еще раз внимательно посмотрели на Марс. В исследовании, опубликованном в журнале Nature Geoscience, они пришли к выводу, что катастрофических воздействий на Красную планету действительно в течение уже необычно длительного периода времени не было. И это могло бы обеспечить марсианским микроорганизмам достаточно длительный период времени при приемлемых условиях окружающей среды, чтобы обжиться на Марсе.

Такая идея уже была использована подобным образом некоторыми учеными для Земли. Они пришли к выводу, что град астероидов на нашей планете начался раньше, чем первоначально предполагалось, а затем он постепенно снижал свою интенсивность до полного своего прекращения. И вот теперь исследователи под руководством геохронолога Десмонда Мозера из Университета Западного Онтарио в Канаде более подробно изучили этот вопрос и в отношении Марса. Для этого они проанализировали осколки марсианских метеоритов, обнаруженных в Сахаре, чтобы выяснить, когда могло произойти столкновение, которое однажды выбило в космос куски Марса. Согласно анализу, это, вероятно, произошло не более 20 миллионов лет назад. Но при этом отдельные фрагменты кристаллов марсианских метеоритов намного, намного старше, о чем и говорят результаты анализов: некоторые цирконы, возраст которых четко определен, а также другие минералы возникли в эпоху до 4,48 миллиардов лет назад и, таким образом, являются одними из самых старых и первобытных пород Марса, которые ученым удавалось исследовать до сих пор.

С большой долей вероятности можно констатировать, что эти камни когда-то лежали на плато древнего болотистого южного полушария Марса, которое разительным образом контрастирует с «более молодым» севером планеты - оно буквально испещрено множеством кратеров. Дальнейший анализ цирконов марсианских метеоритов под электронным микроскопом и с помощью атомно-зондовой томографии показал Мозеру и его коллегам, что почти ни один из изученных минералов никогда не подвергался высокому давлению, которое возникает, когда камни испытывают на себе удар метеорита. А это оставляет пространство для содержательной интерпретации: неужели древние минералы, обнаруженные в зоне падения марсианских метеоритов, образовались уже только после того, как тяжелая бомбардировка завершилась?

Или все же это наводит на более смелое предположение: а была ли вообще серьезная "тяжелая бомбардировка" на Марсе, или все же, нет? Согласно более старой, но теперь часто ставящейся под сомнение теории, град астероидов во внутренней Солнечной системе был вызван движениями внешних газовых гигантов Солнечной системы около 3,8-4 миллиардов лет назад. По мере того как они постепенно переходили на свои постоянные сегодняшние орбиты, их гравитационное влияние массово вышвыривало космические глыбы во внутреннюю Солнечную систему. Но при этом становится все труднее объяснить, почему и Земля, и Луна, и - согласно новым открытиям - и Марс, по-видимому, редко попадали во временное окно этого предполагаемого «града астероидов». При этом, по крайней мере, странные различия между полушариями Марса не имеют ничего общего с этой тяжелой бомбардировкой, заключают Мозер и коллеги. Эти различия возникли еще более 4,48 миллиардов лет назад, а затем практически не изменялись и под действием крупных столкновений. А чуть позже, 4,2 миллиарда лет назад, согласно расчетам, сделанным с помощью моделирования, на Марсе была фаза истории планеты с жидкой водой, в которой могла развиваться жизнь, говорят геофизики. Так что вполне реально, что жизнь на Марсе, как и на Земле, могла бы развиться и процветать на протяжении длительного времени, и ей бы не помешали ударные космические катастрофы.