Вернуть утраченное
Для нужд Минобороны ПАО «Туполев» должно произвести около 50 самолётов Ту-160М2 — этот объём закупок нового бомбардировщика ранее анонсировал замминистра обороны РФ Юрий Борисов. В настоящее время на вооружении ВКС России стоят десять самолётов Ту-160, произведённых ещё в советский период. Часть уникальных ракетоносцев была просто уничтожена в 1990-е годы. Оставшиеся после распада СССР на украинской территории машины были распилены в рамках программы США по «совместному уменьшению угрозы». Правда, часть самолётов Москва смогла получить у Киева в обмен на украинские долги за газ в 1999—2000 годах.
Кроме Ту-160, на вооружении ВКС России стоят стратегические бомбардировщики Ту-95 («Медведь»). Самолёт был разработан после Второй мировой войны, первый полёт Ту-95 совершил в 1952 году. До сих пор этот турбовинтовой самолёт удерживает лидерство среди машин своего класса и способен нести самые современные ракеты.
Но технологии не стоят на месте, а военный арсенал нуждается в постоянном обновлении. Ту-160М2 должен со временем заменить самолёты, сконструированные ещё в прошлом веке. Параллельно идут работы над перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА), в котором будут частично применены технологии Ту-160М2.
В работы по созданию Ту-160 в той или иной степени было вовлечено около 800 советских заводов и организаций. Чтобы разработать и запустить в производство новую модификацию самолёта, также необходима координация целого ряда предприятий. В марте 2016 года был дан старт программе переоснащения Казанскогоавиационного завода (КАЗ) им. С.П. Горбунова для разработки Ту-160М2.
Как пояснил СМИ заместитель гендиректора компании «Туполев» Валерий Солозобов, для работы над Ту-160М2 привлечены инженеры всех ведущих авиаконструкторских школ: Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна.
«Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах», — заявил Солозобов.
Венец советского ВПК
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла (возможностью менять угол крыла к корпусу самолёта). Бомбардировщик может нести как ядерные, так и обычные снаряды, радиус поражения превышает 7000 км. Дальность его полёта без дозаправки — почти 14 000 км.
" | Ту-160 — самый мощный стратегический бомбардировщик, совокупная тяга его четырёх двигателей — 100 000 кгс, он может нести боевую нагрузку до 40 тонн. Для сравнения: мощность американского стратегического бомбардировщика B-52 — всего 61 680 кгс. |
Новые модели стратегических бомбардировщиков разрабатываются в России с прицелом на будущее. Сегодня российские машины такого класса заметно опережают иностранные аналоги по большинству параметров. В конце 1990-х годов американская компания Northrop Grumman разработала многоцелевой бомбардировщик B-2 Spirit. Применение стелс-технологий позволило сделать машину менее заметной для радаров, чем Ту-160.
ПАК ДА
Американский бомбардировщик B-2 Spirit, © US Air Force / flickr
Однако цена B-2 Spirit — $2 млрд (в то время как один Ту-160 обходится в $250 млн) — обнулила достигнутое преимущество.
" | В оборонном ведомстве РФ рассчитывают, что модификация Ту-160М2 будет вдвое эффективнее старой модели дальнего бомбардировщика. По словам главкома Воздушно-космических сил РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, глубина модернизации ракетоносца достигнет 60%. |
В частности, будет коренным образом обновлена авионика (электронная «начинка» самолёта). Конструкторы намерены реализовать интегрально-модульный принцип — элементы бортовой электроники будут взаимозаменяемыми. В случае выхода из строя одного компьютера его функции будут перераспределены между другими звеньями системы.
Самолёт будет оснащён принципиально новым комплексом радиоэлектронной борьбы. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) оснастит Ту-160М2 бортовым комплексом «Гималаи», ранее поставленным для истребителей пятого поколения Т-50. «Белый лебедь» будет защищён от ракет ЗРК, а также от авиационных ракет.
" | Разработчики заявляют, что комплекс радиоэлектронной защиты укроет самолёт практически от 100% угроз. |
Рассчитывать курс Ту-160М2 будет при помощи инерциальной навигационной системы БИНС-СП-1. Система, оснащённая тремя лазерными гироскопами и кварцевыми акселерометрами, определяет положение машины в пространстве с точностью до 100 м и может работать в любых широтах, включая арктические.
Двигатели для самолётов линейки Ту-160 прежде производились на Куйбышевском моторостроительном заводе им. М.В. Фрунзе (сейчас это ПАО «Кузнецов»).
Самолёт «судного дня» и локальных конфликтов
Как пояснил в интервью RT военный эксперт Михаил Ходарёнок,Ту-160 не имеет равных ни по дальности полёта, ни по взлётному весу, ни по размеру, ни по вооружению.
«Но в авиации есть такой закон — когда подходит к концу установленный срок действия того или иного агрегата, его нужно менять. Продолжать поддерживать парк существующих стратегических бомбардировщиков нужно, но требуется и обновление. В принципе, Ту-160М2 будет новым самолётом, от изначального Ту-160 останется только планер. Пока будет готов перспективный комплекс дальней авиации, пройдёт ещё немало времени, а Ту-160М2 можно построить намного быстрее. Хотя и эту задачу простой назвать нельзя — чего только стоят работы по переносу бумажных чертежей 1970-х годов в электронный вид, который «понимают» современные станки», — рассказал эксперт.
Выпуск Ту-160М2 позволит обновить воздушный флот РФ до появления сверхсовременного ПАК ДА, на создание которого нужно на порядок больше времени и средств. Стратегическая авиация — один из самых эффективных видов оружия, поэтому затраченные на её модернизацию усилия более чем оправданны.
" | Планируется, что новые двигатели НК-32-02 позволят поднять потолок полёта «Белого лебедя» до 22 км. Это позволит вывести бомбардировщик из радиуса действия американских ЗРК Patriot, дальность поражения которых не превышает 20 км. |
«Ракету после пуска уже нельзя перенацелить, а бомбардировщик может менять боевую задачу непосредственно во время полёта. По опыту применения дальней авиации, например во время операций Советского Союза, такие ситуации нередко возникают. Бомбардировщик может барражировать вблизи района применения и при появлении цели мгновенно её поражать из положения дежурства. Опыт свидетельствует о том, что стратегические бомбардировщики находят применение и в локальных конфликтах. Использование вместо них крылатых ракет наземного базирования было бы очень дорого и неразумно», — резюмировал Мураховский.
" | Как пояснил RT военный эксперт Виктор Мураховский, дальняя стратегическая авиация имеет целый ряд преимуществ, которые делают её актуальным и востребованным оружием. Для ракеты наземного базирования, например, нужно абсолютно точное целеуказание, кроме того, такие ракеты не могут соперничать по оперативности реакции с дальним бомбардировщиком. |
Надежда Алексеева
Источник - https://russian.rt.com
Свежие комментарии