На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Космос

8 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Бороздин
    Мой алгоритм - в статье на Самиздат и дзен "Библия как научный источник истории Мира"Единый алгоритм э...
  • дмитрий Антонов
    прошу прощения, меня тут небыло давно. А где Юрий В Радюшин? с Новым 2023 годомБыл запущен первы...
  • дмитрий Антонов
    жаль, что тема постепенно потерялась. а ведь тут было так шумно и столько интересного можно было узнать, помимо самих...Запущен CAPSTONE ...

Марсианское будущее мировой политики?

индия марс индия планета флаг

© Коллаж: «Голос России»

Индийская межпланетная станция для изучения Марса была запущена с космодрома Шрихарикота. Ещё одна страна вошла в марсианскую гонку. И хотя основным поводом для полетов к Красной планете остается наука, значение Марса для мировой политики ещё предстоит оценить

Индия 5 ноября вывела на орбиту свой первый марсианский аппарат. "Марсианская орбитальная миссия" (Mars Orbiter Mission, также называемый Mangalyaan) вышла в космос на борту ракеты-носителя PSLV, став 40-м орбитальным запуском Индии. Прибытие в пункт назначения намечено в конце сентября 2014 года. Около Марса аппарат должен проработать около полугода, изучая Красную планету с орбиты её искусственного спутника.

Проект MOM называли и называют авантюрой: хотя первый раз о миссии заговорили в 2009 году, объявление о запуске в этом ноябре последовало менее чем полтора года назад. Называли и называют его миссией престижа. Сами представители Индийской организации космических исследований (Indian Space Reserarch Organization, ISRO) не скрывали, что главная задача миссии - технологическая отработка полёта к Марсу. Вызывало недоумение и стремление индийцев в дальний космос: Великобритания выражала недовольство тем, что на фоне огромной бедности правительство страны нашло возможным выделить более 70 млн долларов США на зонд к Марсу. В СМИ подчеркивают, что спешное решение отправиться к Марсу вызвано соперничеством Индии с Китаем. Ради MOM Индия отложила вторую миссию на Луну, "Чандраяан-2", которая была тесно связана с российским проектом "Луна-Ресурс". Из-за пересмотра российской лунной программы от первоначального плана совместной с Индией миссии отказались, а сама Индия временно оставила Луну ради более далекой планеты.

Научные задачи индийской миссии, по крайней мере, в том виде, в котором они транслируются для общественности, не оригинальны: акцент делается на изучении Марса с точки зрения возможного присутствия там жизни или условий для её зарождения. Среди прочего индийские ученые надеются "поймать" следы марсианского метана, который не удалось найти американскому марсоходу Curiosity, а также измерить содержание дейтерия в марсианской атмосфере. Ничего революционного, хотя, безусловно, дополнительная информация, полученная ещё одним инструментом, будет полезна. Но ждать от индийского зонда научных сенсаций вряд ли можно.

Подлинной сенсацией может стать сам успех миссии, которая только в прошлом году перешла в фазу активной подготовки. Кроме этого, индийский "рывок" к Марсу так или иначе поддерживает постепенно разгорающуюся гонку за Красную планету.

Её конечная цель в идеале - пилотируемая экспедиция с высадкой на поверхность; однако пока она представляется по многим причинам недостижимой, по крайней мере, в ближайшее десятилетие. Вместо этого на первый план выходит доставка грунта с Марса. Недавно Европейское космическое агентство объявило о начале испытаний контейнера, который должен вернуть на Землю образцы с другой планеты. Возможно, в этом примет участие и Россия - если успехом завершится сотрудничество с ЕКА в проекте ExoMars, а также собственная лунная программа нашей страны. Пока инженеры осторожно говорят о том, что доставка грунта возможна только в 2020-х гг. Вполне вероятно, что этот срок будет выдержан - если на Марс всерьёз нацелятся "новые" космические державы, и в первую очередь Китай.

В каком-то смысле всё равно, удастся ли Индии достичь Марса с первой попытки: тенденция, в рамках которой происходит этот запуск, становится всё более определённой, - высадиться на Марс, по возможности минуя, или, вернее, отложив Луну. Но если победа в лунной гонке 1960-х годов означала превосходство одной из двух сверхдержав, то исход марсианского соревнования вряд ли будет столь однозначен.

 

Источник: rus.ruvr.ru.

 

 

Опередит ли Индия Россию на пути к Марсу?

 

 

5 ноября 2013 года, Индийская организация космических исследований запустила свой первый межпланетный аппарат — «Мангальяан», предназначенный для исследования Марса с орбиты. Индийцы намерены совершить то, что до этого удавалось всего трём странам, — причём намного дешевле, чем любой из них. Похоже, эта миссия станет весьма серьёзным испытанием на зрелость индийской космической программы.

 На околоземной орбите зонд будет оставаться до 30 ноября, а у цели окажется лишь в сентябре следующего года, после одоления бесчисленных миллионов километров — если, конечно, всё будет хорошо.


Удачные (оранжевые) и неудачные (чёрные) полёты АМС к Марсу (иллюстрация New Scientist).


Хотя многим может показаться, что для автомата путешествие к четвёртой планете — пустяк, на деле же ситуация скорее обратная. Всего пять космических игроков пытались запускать исследовательские автоматические межпланетные станции (АМС) к Марсу, и если Европейскому космическому агентству — единственному изо всех — это удалось с первой попытки, то СССР и США удача улыбнулась далеко не сразу. Ну а Япония и Китай, как ни пытались, пока только проваливались: уж очень сложна цель. Правда, КНР может винить не столько своих инженеров, сколько российских: «Ихон-1» должен был взлететь вместе с «ухнувшим» «Фобосом-Грунтом».

Примечательно и то, что средства, потраченные на такие аппараты, во всех пяти случаях были почти астрономическими, чего не скажешь об индийцах, расходы которых на марсианскую АМС равны каким-то $72 млн. А это, напомним, близко к тому, что Россия требует от США за доставку группы астронавтов на МКС. Ну а готовившаяся к запуску американская MAVEN, также предназначенная для изучения Марса с орбиты, стоит $671 млн.

Кстати, о России. После СССР у нас не слишком получалось повторять советские автоматические миссии к Марсу. В этом, наверное, нет особой вины условного Роскосмоса: финансирование и провального «Марса-96», и равноуспешного ему «Фобоса-Грунта» осуществлялось на «отстань», поскольку политическое руководство России в упор не видит связи между космосом и реальной политикой, рассматривая космонавтику, как балет, то есть средство поднятия престижа страны, причём принципиально устаревшее, так как нынешнему народонаселению ближе пиво и футбол (в широком смысле слова). Иначе говоря, «разумнее» потратить $20 млрд на Олимпиаду, чем $200 млн на полёт к Марсу. Однако если у индийцев при их равно «щедром» финансировании с АМС к Марсу всё получится, то сослаться именно на недостаток средств не удастся: Индия опередит Россию в марсианских исследованиях, а к гробу Н. С. Хрущёва можно будет подключать динамо-машину.

Пара слов о «начинке» АМС made in India. «Мангальяан» несёт всего пять научных приборов общей массой 15 кг. Конечно, среди них нашлось место технике, которая займётся поиском метана, периодические исчезновения и появления которого иные считают признаком возможной жизни на Красной планете.

Индийская ракета-носитель PSLV c «Мангальяаном» перед стартом (здесь и ниже иллюстрации ISRO).

Сначала в качестве двигателей, которые должны доставить аппарат к цели, рассматривались ионные и даже ядерные установки, однако пока возможности индийского космоса не позволяют полагаться на такие средства на все сто, поэтому тут всё традиционно, то есть жидкое ракетное топливо. Скромные возможности аппарата сделали околомарсианскую орбиту, на которую он должен выйти, не слишком правильной: лишь раз в 3,2 земных суток он будет находиться на ближайшей к Марсу точке довольно вытянутой орбиты — в 377 км от него, там, где условия для наблюдений лучше всего. Ну а самая вытянутая часть орбиты пройдёт в 80 тысячах километров от планеты, с которых её изучение будет не таким эффективным. 

В принципе, даже при использовании ЖРД можно было выбрать более правильную орбиту, где условия для наблюдений лучше. Но это потребовало бы от ракеты-носителя PSLV доставить к околоземью, точке старта «Мангальяана», слишком большую массу, а PSLV по грузоподъёмности, мягко говоря, совсем не «Протон».

Схема полёта «Мангальяана» к Марсу.


Кроме того, и на эту орбиту ещё надо выйти. Десять лет назад японский аппарат Nozomi, например, в ходе гравитационных манёвров перерасходовал топливо из-за неисправности клапана. И хотя японцам путём хитроумных дополнительных гравитационных ухищрений удалось направить аппарат к четвёртой планете, мощная солнечная вспышка повредила систему управления его электропитанием, после чего гидразин в топливном баке постепенно замёрз, и в итоге на подходе к желанной околомарсианской орбите затормозить так и не удалось... Как видим, благоприятный исход «Мангальяану» не гарантирован: хотя сильных вспышек в последнее время было не так много, неисправность в любом узле может поставить под угрозу всю миссию.

И всё-таки страна, вчетверо уступающая по душевому ВВП даже России (не говоря уже о США и ЕС, действующих членах «марсианского клуба») и известная всему миру совсем не космосом, а мумбайскими трущобами, задала себе очень красивую и важную задачку. Если она будет решена, появится ещё одна значимая космическая держава, способная не только на плавание до «буйков» геостационарной околоземной орбиты, но и на настоящие межпланетные миссии.

Подготовлено по материалам Индийской организации космических исследований.

 

Источник: compulenta.computerra.ru.

Картина дня

наверх