Длительное пребывание в космосе не наносит необратимого вреда здоровью

Длительное пребывание в космосе, похоже, не оказывает необратимого влияния на здоровье и физическое состояние космонавтов. Такие выводы позволило сделать сравнение между астронавтом Скоттом Келли, который прожил на Международной космической станции почти год, а его братом-близнецом Марком, который оставался на Земле. По данным NASA, большинство изменений, которые произошли в результате пребывания в космосе, исчезли после завершения миссии - например, изменения в активности генов. Результаты исследования близнецов были опубликованы в журнале Science.

© AP / Scott Kelly

В исследовании приняли участие 80 ученых

С марта 2015 года по февраль 2016 года Скотт Келли провел почти целый год на Международной космической станции МКС. После этого полета он ушел в отставку, но продолжает работать над исследованиями, предметом которых является его годичная миссия. Сравнивая его с братом-близнецом Марком, также отставным астронавтом, появившемся на свет раньше Скотта на несколько минут, который оставался на Земле, ученые исследуют, как длительное пребывание в космосе влияет на людей. Результаты этих исследований крайне важны для будущих уже запланированных пилотируемых полетов на Марс.

© AP / Dmitry Lovetsky

Результаты текущего исследования обрабатывали десять команд, состоящих из более чем 80 ученых из 12 университетов. Исследование близнецов представляется уникальным: хотя в космос уже слетали в общей сложности более 550 человек, лишь только восемь полетов имели продолжительность более 300 дней. Скотт Келли оставался в космосе на протяжении 340 дней. При этом он и Марк Келли являются единственными однояйцевыми астронавтами-близнецами на сегодняшний день. Поэтому до, во время и после годовой миссии Скотта на МКС оба они были неоднократно обследованы.

Проходящие боли

В космосе люди подвержены невесомости и радиации. Однако, как именно эти условия влияют на организм, и как долго будут длиться какие-либо изменения, возникшие вследствие них, остается в значительной степени неясным. В своей книге «Выносливость. Мой год в космосе» Скотт Келли описывает, что по возвращении чувствовал себя, как старик, с жестокими болями в опухших ногах, тошнотой и жжением кожи.

В ходе исследований выяснилось, что в случае Скотта Келли, наряду с прочим, генная активность выглядела в космосе не так, как его у его брата-близнеца на Земле. Особенно пострадали гены, связанные с иммунной системой. Наблюдавшиеся изменения сопоставимы с теми, которые вызываются стрессом, как, впрочем, и альпинизмом или дайвингом. Но структура самих генов осталась неизменной. По возвращении на Землю более 90 процентов активности генов вернулась в течение шести месяцев к уровню, имевшему место до миссии.

Изменения в хромосомах

К удивлению исследователей, у Скота Келли в космосе росли теломеры - защитные колпачки на концах хромосом. Изменения длины теломеров связаны со старением и болезнями. И опять же, большинство изменений по возвращении на Землю исчезло, но некоторые теломеры Скотта Келли стали даже короче, чем раньше.

Кроме того, у Скотта Келли изменилось глазное яблоко, в том числе нерв в сетчатке стал толще. Также в некоторых диапазонах снизились умственные способности. Однако такие изменения могут быть вызваны не только длительным пребыванием в космосе, о чем прямо заявил один из авторов исследования Франсин Гарретт-Бакельман из центра Weill Cornell Medicine (Нью-Йорк).

Как пишут ученые, выяснилось, что вакцина против гриппа работает в космосе, точно также, как и на Земле. Также кишечная флора изменилась у астронавта не более, чем это наблюдается на Земле в стрессовых условиях.

На прицеле Марс

По словам ученых, исследование еще далеко от завершения. В своем комментарии биолог Маркус Лёбрих из Технического университета Дармштадта (Германия) обращает внимание на то, что радиационное облучение при полете на Марс будет значительно выше, чем при пребывании на МКС. Следовательно, последствия для здоровья могут оказаться отчасти другими. Это необходимо уточнить в дальнейших исследованиях, а также учесть при разработке стратегий защиты от вредных влияний космоса. Тем не менее, Лёбрих считает, что это исследование «означает намного больше, чем просто маленький шаг для человечества в рамках этого проекта».