Япония планирует в 2024 году миссию на Фобос

Японское космическое агентство JAXA дало зеленый свет для того, чтобы предпринять чрезвычайно амбициозную миссию на Фобос, марсианскую луну, и взять образец породы с его поверхности.

Иллюстрация показывает Фобос и Деймос на их орбитах возле Марса. Фото: NASA

После того, как JAXA с помощью зонда Hayabusa 2 удалось собрать образцы пыли с астероида Ryugu 162173 и отправить их на Землю, специалисты Агентства поставили перед собой задачу сделать доставку образцов материала с далеких небесных тел делом привычным и рутинным.

И теперь инженеры Страны Восходящего Солнца планируют отправить роботизированный космический зонд к Фобосу, на который аппарат должен приземлиться, взять с его поверхности образец почвы, а затем вернуться на Землю.

Миссия будет осуществляться под названием «Исследование марсианских лун» (Martian Moons Exploration = MMX), и ее цель - ответить на некоторые из самых основных загадок о естественных спутниках Марса, например, как они возникли. Но при этом программа предназначена еще и для изучения радиационной обстановки на Фобосе, а также для тестирования технологий, которые были специально разработаны для посадки на тело с малой гравитацией, такое как Фобос. В предоставлении критически важного для миссии оборудования будут принимать участие и другие космические агентства, включая NASA и Европейское космическое агентство (ESA), то есть по факту эта программа станет международной.

Фобос, как и второй естественный спутник Марса Деймос, также рассматриваются в качестве ступенек для будущих пилотируемых миссий. «Люди могут реально исследовать поверхность только нескольких космических объектов, и Фобос и Деймос тоже входят в этот список», - объясняет главный ученый NASA Джим Грин на CNET.com. - «Их положение на орбите Марсе может сделать их основной целью, которую нужно будет посетить людям, прежде чем они достигнут поверхности Красной планеты. Но это будет невозможно, пока не станут доступны результаты миссии MMX». Если план будет выполняться, космический полет может стартовать уже в 2024 году.

Кстати, до сих пор еще ни один зонд не приземлялся на поверхность марсианских лун - Фобоса или Деймоса. Так, многочисленные попытки Роскосмоса с 1980-х годов исследовать Фобос с орбиты потерпели неудачу - создавалось даже впечатление, что «кто-то» хотел этого не допустить. И только космический зонд Mars Express Европейского космического агентства (ESA) смог в 2004 году отправить на Землю первые четкие изображения Фобоса. С тех пор установленная на зонде стереокамера высокого разрешения сделала небольшое количество снимков марсианского спутника, некоторые из которых были сделаны с расстояния всего около 70 километров на скорости около трех километров в секунду. При такой скорости для съемки луны диаметром всего 26 километров с разрешением до четырех метров на пиксель остается всего несколько секунд.

В любом случае и не без оснований Фобос находится в центре внимания и астрономов, и уфологов, некоторые из которых предполагают, что это может быть искусственно созданный объект, поскольку очень трудно объяснить, как он образовался и как попал на орбиту Марсе. Кроме того, он имеет необычную и очень низкую, как для луны, и постоянно уменьшающуюся орбиту, так что он, вероятно, в какой-то момент просто рухнет на Марс.

Лунные дома из камня и… мочи

Не только туалетная бумага может быть важным и ценным продуктом. Иногда даже субстанция, для одной из которых эта туалетная бумага предназначена, может раскрыть свой совершенно немыслимый потенциал. Самое новое и невероятное применение: лунный бетон из мочи астронавтов.

Ученые рассматривают разные варианты материалов для строительства баз на Луне и других планетах. © ESA, Foster and Partners

Строительство лунной базы - это настоящий логистический кошмар: транспортировка десятков тысяч тонн бетона на Луну громоздка и чрезвычайно дорога - каждый килограмм материала обойдется чуть менее чем в 20 000 евро.

А это значит, что значительно выгоднее изготавливать строительное вещество прямо на месте стройки. Камней на Луне имеется предостаточно. Из них могут быть получены геополимеры неорганических материалов, которые характеризуются особой стабильностью и долговечностью и, таким образом, представляют собой идеальный базовый материал. К сожалению, на Луне имеется явный дефицит воды, и поэтому ситуация выглядит не такой уж и перспективной - отсутствует пластификатор. И вот теперь команда ученых из ESA под руководством Шимы Пилехвар, похоже, нашла для этих целей подходящее, обильное и постоянно возобновляемое сырье. В специальном журнале Journal of Cleaner Production они опубликовали результаты своих экспериментов с мочевиной (лат. Urea), важным компонентом человеческой мочи.

Мочевина способна расщеплять молекулы водорода и снижать вязкость жидкостей - короче говоря: она позволить им даже при низком потреблении воды течь менее вязко. Исследователи в лабораторных условиях проверили, насколько хорошо это работает применительно к строительным материалам. В отсутствие настоящих лунных камней они использовали искусственный полимер, разработанный Европейским космическим агентством ESA, часть которого они смешали с мочевиной, а часть с другими пластификаторами. Из этой смеси с использованием 3D-печати были изготовлены небольшие цилиндры, и различные слои были наложены друг на друга (см. фото). Такой способ был выбран потому, что будущая лунная среда обитания людей также должна быть создана с помощью такой трехмерной печати, чтобы минимизировать участие человека в строительных работах и, таким образом, снизить опасность для космонавтов.

Образцы лунного бетона. Используя 3-D принтер, исследователи напечатали и сравнили несколько слоев лунного бетона. Оба образца содержат три процента пластификатора: мочевину (слева) и наиболее распространенный пластификатор нафталин (справа). © Shima Pilehvar et al. / Journal of Cleaner Production

По сравнению с обычными пластификаторами, такими как нафталин и поликарбоксилат, мочевинный бетон хорошо показал себя во всех нагрузочных испытаниях. Оказалось, что маленькие цилиндры смогли не только выдержать килограмм веса без деформации; прохождение нескольких циклов замораживания и оттаивания сделало их еще прочнее. Пилевар и ее команда собираются на следующем этапе исследовать более экстремальные колебания температуры, а также продолжить исследования в новом направлении: Насколько хорошо мочевинный бетон справится со своими задачами в вакууме? Сможет ли он защитить обитателей базы от метеоритных дождей и космического излучения? Также остается пока открытым вопрос о том, как будет мочевина извлекаться из мочи, и необходимо ли это вообще, потому что, возможно, и другие компоненты мочи, особенно вода, также могут способствовать стабильности новой лунной базы. Так что вполне вероятно, что будущие астронавты будут мочиться с пониманием того, что это поможет расширить их жизненное пространство на Луне.

ESA и "Роскосмос" перенесли запуск миссии "ExoMars" на два года