На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Космос

8 375 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Бороздин
    Мой алгоритм - в статье на Самиздат и дзен "Библия как научный источник истории Мира"Единый алгоритм э...
  • дмитрий Антонов
    прошу прощения, меня тут небыло давно. А где Юрий В Радюшин? с Новым 2023 годомБыл запущен первы...
  • дмитрий Антонов
    жаль, что тема постепенно потерялась. а ведь тут было так шумно и столько интересного можно было узнать, помимо самих...Запущен CAPSTONE ...

Вот что значит делать ракеты как сосиски: рекорд побит!

Успешно запустить почти 70 ракет-носителей (РН) за 9 месяцев, побив собственный же рекорд, но поставленный за 12 месяцев? А после побить ещё один мировой рекорд? «А в чём проблема-то?» — сказали в американской космической компании SpaceX, директором которой является небезызвестный миллиардер Илон Маск.

В 2022 SpaceX осуществила 61 пуск своих РН (60 запусков Falcon 9 и 1 Falcon Heavy), все успешные (т. е. полезная нагрузка успешно доставлена на заданную орбиту). Само по себе это число уже удивляет: Китай, например, осуществил в 2022 году 62 успешных пуска (ещё 2 окончились аварией), Россия — 22 (все успешные). В 2021 SpaceX осуществила 31 пуск, все успешные. Falcon 9 стала самой часто запускаемой ракетой с 2017 года, лишь в 2019 она уступила это место нашей РН «Союз». Но за прошедшие 9 месяцев SpaceX запустила 69 ракет (66 Falcon 9 и 3 Falcon Heavy), побив и собственный рекорд, и рекорд Китая за прошлый год! Мало того, компания также побила рекорд СССР 1980 года по числу пусков РН одного семейства (Р-7; 64 пуска), однако среди советских запусков того года было 2 аварии и 1 частично неудачный пуск.

Также 65 пуск 16 сентября оказался также 200 (и 200 успешным) для РН Falcon 9 версии Block 5 — финальной версии этой ракеты, эксплуатируемой с 2018 года. Во время 66 пуска 20 сентября впервые многоразовую первую ступень запустили в 17 раз. А 67 запуск стал 200, когда повторно использовалась многоразовая первая ступень.

cтартующая РН Falcon 9 на фоне Луны, архивный снимок. Credits: Michael Seeley.

Основной «рабочей лошадкой» компании остаётся РН Falcon 9, она летает без аварий с 2016 года. А вот Falcon Heavy запускают намного реже: в текущем году осуществлено пока только 3 пуска (14 октября планируется запустить ещё одну), в 2022 — 1, а более ранний запуск был вообще в 2019 году.

тартующая РН Falcon Heavy, архивный снимок. Credits: TESLARATI/Pauline Acalin.

Фактически SpaceX монополизирует рынок запусков в США, что не нравится не только её конкурентам (United Launch Alliance, Northrop Grumman, Rocket Lab, Blue Origin и пр.), но и правительству. Однако сделать с этим ничего пока не получается: SpaceX предлагает дешёвые и надёжные пусковые услуги, конкуренты же сталкиваются с различными проблемами. Не помогает даже лоббирование: Boeing получила на разработку своего пилотируемого космического корабля CST-100 Starliner намного больше денег, чем SpaceX на свой Crew Dragon, и послабление при испытаниях, но Crew Dragon летает с людьми больше 3 лет, чего не скажешь о CST-100 Starliner.

Однако около 60% пусков Falcon 9 приходится на спутники системы Starlink, призванные обеспечить отдалённые районы, транспорт и военных высокоскоростным широкополосным доступом к сети Интернет. 26 августа текущего года она запустила свой 5000 спутник этой системы. В космосе, правда, работает меньше, так как некоторые постепенно выходят из строя и сводятся с орбиты. К концу этого года SpaceX планирует увеличить число абонентов до 2 млн, а также расширять число морских судов и авиалайнеров, на которых будет доступен Starlink. Система обеспечивают высокую скорость и рекордно низкую для спутникового Интернета задержку (пинг). Также услуги Starlink оказываются и военным. Но есть и проблемы: спутники мешают наблюдениям астрономам, а все меры по уменьшению их заметности помогают мало. К счастью, увидеть их можно лишь после заката или перед рассветом, пока они не в тени Земли и их освещает Солнце. Вторая проблема — космический мусор. И хотя со стороны SpaceX предпринято много мер по уменьшению этой проблемы, такое число аппаратов не может не стать источником мусора на орбите. Ещё несколько проблем будут рассмотрены немного ниже.

Благодаря длинной выдержке при съёмке и расположению Солнца на кадре запечатлено множество спутников, из которых практически все — Starlink. Снимок был получен в Австралии в прошлом году. Credits: Joshua Rozells.

Кстати о пилотируемых космических кораблях. Crew Dragon запускается с людьми лишь немногим более 3 лет, но и в 2021, и в 2022, и в текущем году держит лидерство по числу запущенных людей в космос. 12 человек в 2021 и 2022 году, и уже 12 в текущем, при том планируется ещё два пуска. Для сравнения, на «Союзах» в эти годы отправили по 9, 6 и 3 человека в 2021, 2022 и 2023 годах соответственно. Большое число успешных пусков Falcon 9 и Crew Dragon позволило «Роскосмосу» начать перекрёстные полёты на Международную космическую станцию, соглашение о которых было подписано 15 июля 2022 года. В его рамках российские космонавты летают в космос на американских КК Crew Dragon, и в перспективе на CST-100 Starliner, а американские астронавты продолжают летать на российских кораблях «Союз».

26 августа в рамках миссии SpaceX Crew-7 в космос отправился Константин Сергеевич Борисов — уже 3 российский космонавт на этом американском космическом корабле.

Credits: NASA/SpaceX.

Неужели у SpaceX нет проблем? Есть.

Starship/Super Heavy — крайне амбициозный и не менее сложный проект сверхтяжёлой ракеты компании SpaceX. Начало её эксплуатации переведёт все остальные РН в разряд устаревших, однако до этого нужно ещё дожить. SpaceX сталкивается с бюрократией, жалобами экоактивистов и техническими проблемами, а первая попытка тестового орбитального запуска Starship без полезной нагрузки окончилась неудачей (впрочем, Илон Маск предупреждал, что авария крайне вероятна) и повреждением стартового стола. SpaceX продолжает работу, постоянно улучшая конструкцию и стартовую инфрастуктуру, попутно пробираясь через бюрократические тернии. Но задержки срывают развёртывание спутников Starlink второго поколения (сейчас SpaceX запускает их упрощённую версию) и угрожает планам развития новой лунной программы США с широким международным участием «Артемида», в которой предполагается участие Starship/Super Heavy.

Starship/Super Heavy во время первого запуска. Credits: SpaceX.

Вторая проблема связана со Starlink. Да, сейчас сеть показывает результаты, которые лет 5 назад скептики бы назвали фантастикой. Но, как уже указывалось выше, из-за задержки в создании Starship/Super Heavy компания не может запускать полноценные спутники второго поколения. Также SpaceX потеряла летом 2022 года субсидии от правительства США в размере $900 млн (эта сумма должна была выдаваться небольшими траншами в течение 10 лет), которые она получила в декабре 2021 года, из-за решения Федеральной комиссии по связям. Комиссия посчитала, что Starlink всё ещё развивается, и усомнилась, что SpaceX сможет предоставлять услуги обещанного качества (и хотя у Starlink есть конкуренты, пока никто из них не может предоставить настолько высокую скорость и низкие задержки). Появление новых конкурентов, а всё больше компаний и государств хотят создать или уже создают свои прямые аналоги Starlink, также может в перспективе привести к перетоку абонентов, особенно если услуги конкурентов окажутся дешевле и качественнее.

Как можно видеть, SpaceX сейчас на вершине рынка запусков не только в США, но и в мире, хотя некоторые скептики ещё несколько лет назад утверждали, что компания вот-вот «лопнет» (впрочем, сейчас таких, понятное дело, не осталось). Сможет ли её кто-нибудь сместить её с этого места? Вполне, но не в обозримом будущем. Даже если произойдёт авария Falcon 9 или Falcon Heavy, к РН компании остаётся очень много доверия за счёт большого числа успешных запусков на протяжении уже многих лет. Потенциальному «убийце» SpaceX придётся сначала обеспечить большое число удачных пусков, предлагать сопоставимые или более низкие цены.

Картина дня

наверх