Новая отправная точка SETI: Луна как ловушка для внеземной жизни и ее артефактов

В то время как астрономы в рамках «Поиска внеземного разума» в основном занимаются поисками дальних инфракрасных радиосигналов, а также световых сигналов, подтверждение существования не только внеземной жизни и интеллекта, но и технологически продвинутых инопланетных цивилизаций может оказаться гораздо ближе к нам. Как написали в недавней статье два астрофизика, наша земная Луна представляет собой естественную идеальную ловушку для следов внеземной жизни и даже возможных артефактов.

Вид на лунную поверхность с Морем Дождей и кратером Коперника. © NASA

В этой статье на ресурсе ArXiv.org профессор Абрахам (Ави) Лоеб и Манасви Лингам из Гарвардского университета выдвигают идею, чтотакие следы и артефакты могли бы происходить не только из нашей Солнечной системы, но и из совершенно чужих и далеких планетных систем.

Как объясняют астрономы, лунная поверхность может действовать как рыболовная сеть, как ловушка для межзвездных объектов, которые могли упасть на нее в течение миллионов лет и сохранились там до наших дней.

«Отсутствие атмосферы гарантирует, что такие объекты достигают поверхности Луны, не сгорая раньше», - говорит Лоеб в своей недавней статье в журнале Scientific American, уточняя далее: «Кроме того, геологическая неактивность Луны предполагает, что такие объекты остаются непосредственно на и в лунной поверхности, не перемещаясь в более глубокие внутренние области Луны. То есть Луна может выступать в качестве своего рода естественного почтового ящика для всех объектов, попавших на поверхность Луны за последние миллионы и миллиарды лет».

Хотя большая часть этих «почтовых рассылок» поступает из самой нашей Солнечной системы, Луны могли достичь и объекты из-за пределов Солнечной системы - от частиц пыли до более крупных объектов, таких как астероиды и кометы. При этом подтверждение наличия объектов межзвездного происхождения, которые пролетали через нашу Солнечную систему в 2017 и 2019 годах (о чем неоднократно сообщалось), показывает, что такие посетители встречаются даже чаще, чем было принято думать ранее.

Если такие объекты попадают на Луну и при этом еще несут на себе компоненты внеземной жизни, то - при условии обнаружения такого материала - их можно будет идентифицировать в образцах Луны с использованием биомаркеров. Авторы статьи пишут: «Если бы биомаркеры были обнаружены в обломках, происходящих из пригодной для жизни зоны далекой звезды, это могло бы многое рассказать нам о природе внеземной жизни. Конечно, при этом возникает фундаментальный вопрос о том, похожа ли такая экзотическая жизнь на биохимические структуры, которые мы знаем по Земле. Но если бы мы обнаружили хотя бы минимальное сходство с земной жизнью, это позволило бы предположить, что во вселенной существует некий уникальный образ жизни, и что жизнью можно обмениваться между различными планетными системами».

В любом случае, обширное исследование лунной поверхности - в случае успеха - может сделать чрезвычайно дальние космические полеты в другие звездные системы в поисках жизни излишними. В конце концов, миссия, в ходе которой люди с технологически пока что невозможной максимальной скоростью, то есть скоростью света, потребовала бы по меньшей мере девять лет, чтобы достичь ближайшей звездной системы Альфа Центавра и доставить оттуда образцы обратно на Землю. Ну а при использовании обычных современных топливных ракет такая миссия заняла бы около 100 000 лет. «Вместо этого, поиск физических доказательств внеземной жизни на лунной поверхности стал бы намного легче».

На основании недавних расчетов потенциального притока межзвездных объектов в Солнечную систему и их возможного осаждения и сохранения на поверхности Луны, о чем Лоеб вместе с одним из своих учеников также писал ранее на ArXiv.org, ученые исходят из значения в 30 долей межзвездного материала на миллион частиц лунного поверхностного материала. Соответственно, доля внесолнечного органического вещества может составлять несколько долей на 10 миллионов. Аминокислоты, то есть строительные блоки, по крайней мере, земной жизни, вполне могут все еще встречаться в нескольких частях на 100 миллиардов долей лунной почвы.

Чтобы их найти, лунную почву, так называемый реголит, необходимо будет сначала подвергнуть анализу с помощью спектроскопии, которая уже широко используется: она может идентифицировать частицы, как имеющие внесолнечное происхождение, а затем продолжить исследовать их биосигнатуры. Фактически внесолнечное происхождение такого материала может быть определено изотопным анализом азота, кислорода и углерода с использованием современных методов.

Еще более интригующей, чем свидетельство биосигнатур прошлой внеземной жизни, Лоеб описывает идею обнаружения материальных окаменелостей внеземной жизни или даже артефактов и технологического оборудования, которые достигли поверхности Луны миллионы лет назад.

Разумеется, что Лоеб полностью осознает, что все это пока что лишь теоретическая интеллектуальная игра, но в то же время он приходит к выводу, что мы не будем знать, получили ли мы «межзвездную почту», до тех пор, пока не заглянем в наш «почтовый ящик» и не пошарим в нем: «Возможность обнаружения следов внеземной жизни на Луне станет еще одним новым научный стимулом для создания постоянной лунной базы. (...) И уже здесь, на нашем естественном спутнике, мы могли бы получить предварительный ответ, существует ли жизнь в просторах космоса, и ждет ли  нас кто-либо в тех далях».