Действительно ли межзвездный астероид Оумуамуа прилетел из системы двойной звезды?

Сигарообразный астероид Оумуамуа промчался сквозь нашу Солнечную систему, влетев в нее из межзвездного пространства. Но откуда он мог бы прилететь, астрономы лишь пытаются понять.

Родина с двумя солнцами? Межзвездный астероид Оумуамуа вполне может происходить из системы двойной звезды. Ведь именно в системе c двумя близко вращающимися друг возле друга звездами особо высока вероятность того, что астероиды могут выбрасываться из внутреннего пространства системы. К тому же траектория полета Оумуамуа и его состояние свидетельствуют о том, что он длительное время провел в межзвездном пространстве.

Он оказался настоящим экзотом. В декабре 2017 года астрономы открыли объект, мчавшийся сквозь нашу Солнечную систему по необычной траектории. Сигарообразный обломок при этом двигался невероятно быстро и не был похож на комету. В конце концов, астрономы пришли к выводу, что объект, получивший имя Оумуамуа, является межзвездным гостем – небесным телом из глубин вселенной.

Откуда прилетел межзвездный астероид?

Первое, что удивило астрономов: Оумуамуа оказался не ледяной кометой, а самым что ни на есть астероидом - каменистым одиноким обломком. Это подтвердили более подробные наблюдения за объектом при помощи различных телескопов. Но обычно подобные каменные обломки образуются и существуют внутри планетных систем.

К тому же, в отличие от ледяных небесных тел, астероиды чрезвычайно редко сбрасываются со своих орбит настолько сильно, что могут навсегда покинуть родную систему. «Это настолько удивительно: первый открытый нами объект из-за пределов Солнечной системы оказался астероидом», - говорит первооткрыватель Оумуамуа Алан Джексон из университета Торонто. - «Ведь по Солнечной системе летает намного больше пришельцев извне в форме комет, чем астероидов».

Сброшен со своей орбиты крупным космическим телом

Чтобы выяснить, откуда мог бы прилететь к нам Оумуамуа, Джексон и его коллеги исследовали с помощью физической модели, при каких условиях астероиды могут становиться межзвездными объектами. Такое может происходить, например, тогда, когда действие силы тяжести большого небесного тела вырывает астероид с его устойчивой орбиты внутри своей системы.

Но с такой звездой, как, скажем, Солнце, для такого эффекта понадобилась бы планета, масса который была бы не меньше массы Сатурна. При этом, как показывают расчеты, она должна была бы вращаться очень близко к своей звезде. «Лишь около десяти процентов звезд, похожих на Солнце, могут обладать планетой, способной вышвырнуть материал так далеко», - говорит исследователь. Причем это могло бы случиться лишь при одновременном наличии в системе чрезвычайно плотного пояса астероидов.

Выброшен из системы двойной звезды

Намного правдоподобнее мог бы выглядеть другой сценарий: Оумуамуа происходит из системы двойной звезды. «Такие двойные звезды – это очень распространенное явление, и они способны очень эффективно «бросаться» материалом», - считают астрономы. - «Поэтому именно они могут являться доминантным источником межзвездных материалов».

Система с двумя близко вращающимися друг к другу звездами могла бы быть родиной астероида Оумуамуа.

Как показывает модель, 36 процентов плотно расположенных двойных звезд способны выбрасывать из своих систем объекты астероидного типа, преимущественно каменные. И пусть Оумуамуа в межзвездном пространстве относится к объектам-меньшинствам, он ни в коем случае не является исключением. «Доминантными источниками таких каменных материалов, как показывают наши исследования, являются двойные системы из двух близко расположенных звезд средней массы», - говорят Джексон и его коллеги. - «Поэтому очень вероятно, что и Оумуамуа происходит именно из такой системы».

Далекая-далекая родина

Но вот где находится изначальная родина Оумуамуа, пока что неизвестно. При этом астрономы предполагают, что она, скорее всего, находится на невероятно большом расстоянии от нас. «Скорость и траектория полета Оумуамуа указывают на то, что астероид был выброшен из своей материнской системы с небольшой скоростью, а также на то, что он уже длительное время находится в пути в межзвездном пространстве», - рассказывают исследователи. Исходя из таких оценок, они считают крайне маловероятным, что астероид прилетел к нам от близких соседних звезд.

Смогут ли астрономы в один прекрасный день сказать, откуда прилетел Оумуамуа, не знает никто. Но все они уверены в том, что это далеко не единственный в нашей Солнечный системе посетитель из глубин вселенной. Правда, они предполагают, что большинство межзвездных объектов, которым еще предстоит быть открытыми, будут представлять собой все же кометообразные тела – просто потому, что таковые в межзвездном пространстве встречаются гораздо чаще.