Пригоднее для жизни, чем Земля

Она зеленеет, цветет, ползает и плещется - жизнь на Земле кишит буквально повсеместно. Но способны ли и другие планеты во вселенной произвести такое разнообразие? Да, и не только такое, утверждают исследователи. Произведенное ними моделирование показало, что некоторые небесные тела могут быть даже более пригодными для жизни, чем наша Земля. По их словам, ключевым фактором при этом является то, насколько массы воды перемешиваются на планете. Ученые утверждают, что земные океаны не достигают оптимальных значений в этом отношении, поэтому вполне возможны и более идеальные космические оазисы жизни.

Художественное представление планетарной системы TRAPPIST-1, основанное на имеющихся данных о диаметрах, массах и расстояниях планет от звезды. Три из этих экзопланет находятся в обитаемой зоне, где возможна жидкая вода. © NASA / JPL-Caltech

Существует бесчисленное множество далеких миров, и это уже стало очевидным даже для скептиков. Первое небесное тело возле далекой звезды было обнаружено в 1992 году - с тех пор охотники за планетами уже обнаружили более 4000 экзопланет, и их число постоянно растет. И большей проблемой является уже не открытие новых небесных тел, а выявление особо интересных кандидатов и раскрытие их характеристик. При этом наиболее захватывающими представляются экземпляры, которые могли бы обеспечить благоприятные для жизни условия. В этом контексте акцент делается на так называемые обитаемые зоны - области вокруг далеких звезд, в которых вода может существовать на планетах в жидкой форме. Именно в отношении таких далеких миров кажется наиболее вероятным, что там могли бы возникнуть внеземные формы жизни.

Все внимание - на «правильные планеты»!

Посредством подтверждения определенных сигнатур в спектре излучения атмосфер таких планет, представляется вполне вероятным, что когда-нибудь мы сможем подтвердить существование внеземной жизни как минимум на одной из них. А чтобы увеличить этот шанс, астрономы должны как можно больше концентрировать свое внимание на самых перспективных кандидатах с помощью современных телескопов. Исследование, проведенное научной группой во главе со Стефани Олсон из Чикагского университета, предлагает теперь больше информации о том, какие экзопланеты могли бы обеспечить особенно высокий уровень для разнообразной жизни. О результатах проведенной работы они доложили на Геохимическом конгрессе Гольдшмидта в Барселоне.

В рамках своего исследования ученые смоделировали вероятные условия на различных типах экзопланет с помощью специальной компьютерной программы, разработанной NASA. Она предназначена для имитации климата и среды обитания океанов при различных планетарных особенностях. «NASA в поисках жизни во вселенной берет на прицел планеты в обитаемых зонах, которые могут обладать океанами. Наша работа в настоящее время направлена ​​на выявление кандидатов среди этих планет, океаны которых имеют наибольший потенциал для того, чтобы в них существовала буйная и активная жизни», - говорит Олсон.

Ключевой фактор - циркуляция океанов

Как она объясняет, жизнь в океанах Земли зависит от восходящих течений, которые доставляют питательные вещества из глубин в освещенные солнцем части океана, где определенные живые существа являются фотосинтезирующими, закладывая основу для пищевой цепочки. Из этого следует: больше смешивания означает больше питательных веществ и больше биологической активности. «Это именно те условия, которые нам нужны для поиска экзопланет», - объясняет Олсон. - «Мы использовали модель циркуляции океана, чтобы выяснить, какие планеты имеют особенно эффективное смешивание воды и, следовательно, могут иметь особенно жизнеспособные океаны».

Как сообщают ученые, моделирование четко показывает, что более высокая плотность атмосферы, более низкие скорости вращения планеты и наличие континентов однозначно способствуют перемешиванию. Но если посмотреть с этой точки зрения на Землю, исследователи уверены, что она не оптимальна. А это означает следующее: во вселенной вполне возможны планеты, которые могли бы предложить живым организмам даже лучшие условия, чем наша изобилующая жизнью планета.

Как указывает Олсон, у нас пока нет систем, которые могли бы идентифицировать все особенности планет, выявленные в исследовании - но все вполне может измениться. «Наша работа может повлиять на разработку телескопов, чтобы они были оснащены соответствующими возможностями. И теперь, когда мы все больше и точнее знаем, что нужно искать, мы должны на практике начать искать», - говорит ученая.