Андрей Макронович предлагает Вам запомнить сайт «Космос»
Вы хотите запомнить сайт «Космос»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Без Космоса нет будущего!

Поиск по блогу

Запомнить
Читать

О сайте

Прилетело ржавое ведро

развернуть
Прилетело ржавое ведро

Сегодня мы обсудим тему американского «секретно секретного орбитального автоматического челнока» X-37B. Вот этого, который на фото.

Многоразовый орбитальный комплекс — это круто. В смысле — само по себе круто, в виде технического фокуса. Но всякая железяка нужна для чего-то конкретного, даже если это памятник работы Церетели. Давайте же посмотрим на то, что эта секретная железяка может. Технические характеристики X-37B такие:

Длина, м: 8,38;
Размах крыла, м: 4,6;
Высота, м: 2,9;
Максимальный взлетный вес, кг: 4990;
Масса полезной нагрузки, кг: 900;
Габариты груза, м: 2,1х1,2;
Ракетный двигатель: Rocketdyne AR2-3;

Выводит это ведерко на орбиту ракета Atlas-V — одноразовая двухступенчатая (не считая стартовых ускорителей) ракета-носитель семейства Атлас, которая первоначально производилась компанией Lockheed Martin, а затем альянсом United Launch Alliance (ULA), сформированным совместно компаниями Lockheed Martin и Boeing. В зависимости от версии, стоимость запуска ракеты-носителя Атлас-V составляет от 110 до 230 млн $ — в общем, запуск X-37B обходится что-то около 200 млн $.

Нормальная такая ракета, совсем обычная, разве что стартовые ускорители у нее твердотопливные. Зато на первой ступени там российский двигатель РД-180. Во второй ступени (разгонном модуле Центавр) используется американский двигатель RL-10A-4-2, доставшийся в наследство от ракеты Сатурн-1 (то есть изделие начала 60-х годов). Версия Heavy этой ракеты отменена — что-то там у Боинга не сложилось, так что выводит эта ракета на удобоупотребимые орбиты (ГПО) около 5 тонн нагрузки. Это примерный аналог по мощности ракеты Ангара А5 — немного сильнее Союза-2, но слабее Протона.

Так вот — в норме эта ракета выводит на орбиту пять тонн нагрузки, и, собственно говоря, эти самые пять тонн челнок X-37B и весит. Но вот полезного груза у него — всего 900 кг. Стоимость выведения чего-то в космос на этом челноке в пять раз выше, чем просто ракетой. В ПЯТЬ РАЗ, КАРЛ!

Давайте посмотрим на космический корабль серии «Прогресс».

Длина: 7,23 м;
Максимальный диаметр: 2,72 м;
Масса: 7450 кг;
Полезный груз: 2350 кг, из них максимально 1200 кг топлива;

Вы поняли? ДВЕ С ЛИШНИМ ТОННЫ! Даже с учетом подъема «Прогресса» до ГПО на собственном двигателе получается серьезно больше полезной нагрузки, чем на X-37B, при этом выводят его куда более дешевой ракетой Союз-2.1 — коммерческая стоимость запуска около 50 млн $, то есть в разы дешевле Атласа.

Давайте подумаем вот о чем. Сколько времени может провести в космосе «Прогресс»? В пристыкованном к станции состоянии он может висеть сколько надо. Более того. На базе «Прогрессов» и «Союзов» создавались автономные корабли, которые летали в космосе без пристыковки к станции. Сколько надо — столько и летали. Наконец, свою нагрузку «Прогресс» доставляет к станции, где есть люди. А человек — он изобретательная скотина. Он и починить может, и переделать, и присобачить куда-нибудь еще, что-нибудь, что предварительно откуда-то выковырял. Использование груза «Прогресса» людьми гораздо более гибко, чем простое одноразовое издевательство в автоматическом режиме на борту мини-шаттла по принципу «включил-выключил».

То есть если мы предположим, что Х-37 нужен для экспериментов, то вот на МКС эти эксперименты проводить дешевле. И с учетом массы, выводимой в космос — можно провести больше экспериментов этих самых.

И еще один аспект. Возврат груза. Челнок возвращает 900 кг, Союз с экипажем — сильно меньше. Но тут есть любопытный момент. Если мы отправляем в космос 900 кг экспериментального оборудования на челноке, то по проведении работ оно должно быть возвращено целиком назад или выброшено в космос. Если мы отправляем 2 тонны оборудования на МКС, то после экспериментов оно может быть переделано-адаптировано для следующих экспериментов без спуска и перезапуска, понимаете?

В одноразовых экспериментах возвращать оборудование смысла нет. Оно один раз работает. А многоразовые эксперименты лучше проводить на МКС, меньше балду туда-сюда гонять нужно, дешевле выходит, причем сильно дешевле…

То есть с точки зрения оправданности, рациональности и коммерческой эффективности смысла в автоматическом шаттле большого нет. Даже серьезное радиооборудование, или там — оптическое — в 900 кг. много не засунешь, особенно с учетом источника питания на срок полета. Остается гонять в космос образцы материалов. Которые доставить на МКС «Прогрессом» и при выходе в открытый космос закрепить на обшивке станции тупо дешевле.

Поэтому ситуация с X-37 такая: да, ведро летает. Но зачем? Смысл-то в этом какой? Вот 7 мая 2017 года этот аппарат совершил посадку, проведя на орбите 718 дней — и что? Не проще было запустить на два года обычный одноразовый спутник — благо для него потребуется куда более дешевая ракета?

Некоторые предполагают, что Х-37 — это такой орбитальный бомбардировщик. Мол, будет брать бомбы и скидывать их из космоса на головы гражданам, не понимающим прелестей демокразии. Однако эта идея не выдерживает никакой критики. Вдумайтесь — каждая такая бомба, скидываемая с орбиты, будет технически идентична боеголовке МБР. При этом 900 кг — это невеликая нагрузка, обычная МБР UGM-133A Трайдент II (D5) забрасывает боеголовок в три с лишним раза больше. Но зато каждый старт X-37 обходится в разы дороже запуска обычных МБР. И в чем же его преимущество перед МБР? В том, что он может годами крутиться по орбите над головой? Так это могли еще ракеты Р-36орб (орбитальная часть 8К69) еще 60-х годов, для этого не надо проектировать многоразовый возвращаемый носитель.

В общем, ведерко сделали — но смысла в нем не больше, чем в советской системе «Буран». Да скорее — и куда меньше.

Источник - Proper специально для TOPRU.ORG .

Опубликовано 11.05.2017 в 07:33