Андрей Макронович предлагает Вам запомнить сайт «Космос»
Вы хотите запомнить сайт «Космос»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Без Космоса нет будущего!

Поиск по блогу

Запомнить
Читать

О сайте

Прилетело ржавое ведро

развернуть
Прилетело ржавое ведро

Сегодня мы обсудим тему американского «секретно секретного орбитального автоматического челнока» X-37B. Вот этого, который на фото.

Многоразовый орбитальный комплекс — это круто. В смысле — само по себе круто, в виде технического фокуса. Но всякая железяка нужна для чего-то конкретного, даже если это памятник работы Церетели. Давайте же посмотрим на то, что эта секретная железяка может. Технические характеристики X-37B такие:

Длина, м: 8,38;
Размах крыла, м: 4,6;
Высота, м: 2,9;
Максимальный взлетный вес, кг: 4990;
Масса полезной нагрузки, кг: 900;
Габариты груза, м: 2,1х1,2;
Ракетный двигатель: Rocketdyne AR2-3;

Выводит это ведерко на орбиту ракета Atlas-V — одноразовая двухступенчатая (не считая стартовых ускорителей) ракета-носитель семейства Атлас, которая первоначально производилась компанией Lockheed Martin, а затем альянсом United Launch Alliance (ULA), сформированным совместно компаниями Lockheed Martin и Boeing. В зависимости от версии, стоимость запуска ракеты-носителя Атлас-V составляет от 110 до 230 млн $ — в общем, запуск X-37B обходится что-то около 200 млн $.

Нормальная такая ракета, совсем обычная, разве что стартовые ускорители у нее твердотопливные. Зато на первой ступени там российский двигатель РД-180. Во второй ступени (разгонном модуле Центавр) используется американский двигатель RL-10A-4-2, доставшийся в наследство от ракеты Сатурн-1 (то есть изделие начала 60-х годов). Версия Heavy этой ракеты отменена — что-то там у Боинга не сложилось, так что выводит эта ракета на удобоупотребимые орбиты (ГПО) около 5 тонн нагрузки. Это примерный аналог по мощности ракеты Ангара А5 — немного сильнее Союза-2, но слабее Протона.

Так вот — в норме эта ракета выводит на орбиту пять тонн нагрузки, и, собственно говоря, эти самые пять тонн челнок X-37B и весит. Но вот полезного груза у него — всего 900 кг. Стоимость выведения чего-то в космос на этом челноке в пять раз выше, чем просто ракетой. В ПЯТЬ РАЗ, КАРЛ!

Давайте посмотрим на космический корабль серии «Прогресс».

Длина: 7,23 м;
Максимальный диаметр: 2,72 м;
Масса: 7450 кг;
Полезный груз: 2350 кг, из них максимально 1200 кг топлива;

Вы поняли? ДВЕ С ЛИШНИМ ТОННЫ! Даже с учетом подъема «Прогресса» до ГПО на собственном двигателе получается серьезно больше полезной нагрузки, чем на X-37B, при этом выводят его куда более дешевой ракетой Союз-2.1 — коммерческая стоимость запуска около 50 млн $, то есть в разы дешевле Атласа.

Давайте подумаем вот о чем. Сколько времени может провести в космосе «Прогресс»? В пристыкованном к станции состоянии он может висеть сколько надо. Более того. На базе «Прогрессов» и «Союзов» создавались автономные корабли, которые летали в космосе без пристыковки к станции. Сколько надо — столько и летали. Наконец, свою нагрузку «Прогресс» доставляет к станции, где есть люди. А человек — он изобретательная скотина. Он и починить может, и переделать, и присобачить куда-нибудь еще, что-нибудь, что предварительно откуда-то выковырял. Использование груза «Прогресса» людьми гораздо более гибко, чем простое одноразовое издевательство в автоматическом режиме на борту мини-шаттла по принципу «включил-выключил».

То есть если мы предположим, что Х-37 нужен для экспериментов, то вот на МКС эти эксперименты проводить дешевле. И с учетом массы, выводимой в космос — можно провести больше экспериментов этих самых.

И еще один аспект. Возврат груза. Челнок возвращает 900 кг, Союз с экипажем — сильно меньше. Но тут есть любопытный момент. Если мы отправляем в космос 900 кг экспериментального оборудования на челноке, то по проведении работ оно должно быть возвращено целиком назад или выброшено в космос. Если мы отправляем 2 тонны оборудования на МКС, то после экспериментов оно может быть переделано-адаптировано для следующих экспериментов без спуска и перезапуска, понимаете?

В одноразовых экспериментах возвращать оборудование смысла нет. Оно один раз работает. А многоразовые эксперименты лучше проводить на МКС, меньше балду туда-сюда гонять нужно, дешевле выходит, причем сильно дешевле…

То есть с точки зрения оправданности, рациональности и коммерческой эффективности смысла в автоматическом шаттле большого нет. Даже серьезное радиооборудование, или там — оптическое — в 900 кг. много не засунешь, особенно с учетом источника питания на срок полета. Остается гонять в космос образцы материалов. Которые доставить на МКС «Прогрессом» и при выходе в открытый космос закрепить на обшивке станции тупо дешевле.

Поэтому ситуация с X-37 такая: да, ведро летает. Но зачем? Смысл-то в этом какой? Вот 7 мая 2017 года этот аппарат совершил посадку, проведя на орбите 718 дней — и что? Не проще было запустить на два года обычный одноразовый спутник — благо для него потребуется куда более дешевая ракета?

Некоторые предполагают, что Х-37 — это такой орбитальный бомбардировщик. Мол, будет брать бомбы и скидывать их из космоса на головы гражданам, не понимающим прелестей демокразии. Однако эта идея не выдерживает никакой критики. Вдумайтесь — каждая такая бомба, скидываемая с орбиты, будет технически идентична боеголовке МБР. При этом 900 кг — это невеликая нагрузка, обычная МБР UGM-133A Трайдент II (D5) забрасывает боеголовок в три с лишним раза больше. Но зато каждый старт X-37 обходится в разы дороже запуска обычных МБР. И в чем же его преимущество перед МБР? В том, что он может годами крутиться по орбите над головой? Так это могли еще ракеты Р-36орб (орбитальная часть 8К69) еще 60-х годов, для этого не надо проектировать многоразовый возвращаемый носитель.

В общем, ведерко сделали — но смысла в нем не больше, чем в советской системе «Буран». Да скорее — и куда меньше.

Источник - Proper специально для TOPRU.ORG .

Опубликовано 11.05.2017 в 07:33

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин 11 мая, в 07:43 Вполне согласен со многим, написанным в статейке...Пожалуй кроме уничижительного упоминания о "Буране" - этот задел еще будет использован , вот только избавиться от главенства денег в развитии космонавтики ну или от Медведевского либерализьма в России...:-) Текст скрыт развернуть
5
Дед Мазай Мазай
Дед Мазай Мазай 11 мая, в 11:20 За 1-ые компьютеры сколько можно было купить(выпустить) СЧЕТ! Текст скрыт развернуть
0
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин Дед Мазай Мазай 12 мая, в 04:58 О чем речь-то, Дед мазай? У Вас в дупле 1-ые компьютеры что-ли белки сохранили?:-) :-) :-) Текст скрыт развернуть
0
Дед Мазай Мазай
Дед Мазай Мазай Юрий В Радюшин 12 мая, в 13:18 Компьютеры не обязательно сохранять, можно только информацию о них, а для этого не обязательно иметь дупло с белкой впридачу. А для тех, кто не понял: если не ставить перед собой задачи, то и ничего не будет...;-) Текст скрыт развернуть
0
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин Дед Мазай Мазай 16 мая, в 06:26 Честно говоря, не понял Ваш юмор (или мысли:-) ) Текст скрыт развернуть
0
Дед Мазай Мазай
Дед Мазай Мазай Юрий В Радюшин 16 мая, в 19:45 Иногда, если не видеть мимику человека, трудно понять шутит он или серьезно говорит. Жаль тут нет встроенных смайликов.. Текст скрыт развернуть
0
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин Дед Мазай Мазай 17 мая, в 07:00 Согласен, жаль.. Наверное нужно помечать "шутка"? или искать смайлик ....:) Текст скрыт развернуть
0
Сергей Носков
Сергей Носков 11 мая, в 18:48 Автор написал всё верно. Маленькое дополнение - после полёта перед каждым следующим запуском челноку нужно проводить техобслуживание в размерах среднего ремонта. А это тоже стоит немалую денежку. Текст скрыт развернуть
0
Александр Яшин
Александр Яшин 11 мая, в 21:02 Масса выводимой на орбиту полезной нагрузки-900 кг. А вот масса снимаемой с орбиты нагрузки:
(Ц): "Полезный груз: 2350 кг, из них максимально 1200 кг топлива"...
Это ведь ракетоплан. Забирает груз с орбиты, тормозит двигателем, тратит на это топливо с окислителем, и прекрасно возвращается на базу с максимальным полезным грузом (см. выше). Так что ведро-ведром, а своё дело знает...
Текст скрыт развернуть
0
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин Александр Яшин 12 мая, в 05:03 Коммент отРедактор VP:
"Преимущество: каждый старт X-37 обходится в разы дороже запуска обычных МБР! На обычных МБР много не заработаешь"
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 10
Комментарии Facebook
Блог
Система Судного дня «Периметр» и как она работает
24 авг, 06:51
+19 9
Взлет, падение и возрождение искусственного интеллекта
23 авг, 06:56
+1 0
Откуда берётся время и почему нам кажется, что оно течёт?
18 авг, 06:51
+6 14
Эксперт сравнил кибератаки с использованием искусственного интеллекта с атомным оружием
29 июл, 05:50
+4 0

Последние комментарии

Некто ВК
Некто ВК
Некто ВК
Леопольд Кудасов
Геннадий Волков
Андрей Гороховик
Адам Меровей
Samarium
Евгений Бузаев
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин
А, Вы - наш "информатор" ... :-)
Юрий В Радюшин Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
Анатолий Уложенко
Рустем 1
Беня то ельцин борька
Рустем 1 Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
Юрий В Радюшин
А кто такой Беня и причем тут Россия!?
Юрий В Радюшин Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
Рустем 1
Наталия Шнитникова
Отличный фильм!!!!!!!!!!
Наталия Шнитникова Космос - современная индустрия или большая тайна человечества?
Некто ВК
Некто ВК
Алексей Камратов
Некто ВК
Федор Осетин
Косоглазый косой. И я в восторге от этой мозголомки=))
Федор Осетин Ну, у русских и язык
Victor Rasskazov
пусть НАСА на Луну для начала слетает
Victor Rasskazov Варп-двигатель NASA. Когда мы полетим к далёким-далёким галактикам?
Андрей Ремизов
Андрей Ремизов
nodar cnincharauli
Юрий В Радюшин
Эдуард Тихомиров
Ник Иванов
Андрей Щеголеватых
Эдуард Тихомиров
Mikhail Brezgunov
Адам Меровей
Юрий Атаманов
Ник Иванов
Gena Lipatov
Александр Самсонов
Владимир Сабакарь
Arthur Avanesyan
Адам Меровей
Гена Гушанов
Адам Меровей