Луна становится все меньше

И она, по всей видимости, все еще остается геологически активной. Во всяком случае, ученые делают такие выводы из сейсмологических данных, собранных еще в рамках программы «Аполлон», касающихся современной тектоники Луны.

Наша Луна была когда-то больше по своим размерам, причем процесс ее «усыхания» продолжается и теперь. Подтверждением этого являются недавние лунные землетрясения. Фото: APA/dpa/Daniel Karmann

В 2010 году спутниковые измерения предоставили свидетельства того, что со временем размеры Луны изменились.

Другими словами, когда-то она была больше, чем это имеет место сегодня. Анализ данных запущенного NASA зонда Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) показал, что в прошлом, когда естественный спутник Земли внутри постепенно охлаждался, при этом сжимаясь, на его поверхности оставались многочисленные геологические следы в виде морщин, скал и расщелин, словно от изюмин на кексе. Вот только при этом до сих пор оставалось неясным, насколько «свежей» и активной была эта тектоническая деятельность на самом деле.

Проведенный недавно анализ данных о землетрясениях на Луне, собранных еще в ходе миссий программы «Аполлон», подтверждает, что Луна все еще продолжает уменьшаться в размерах и, таким образом, по-видимому, продолжает оставаться геологически активной. Команда исследователей во главе с Томасом Уоттерсом из Смитсоновского института в Вашингтоне на основании исторических данных пришла к выводу, что восемь из двадцати восьми землетрясений, зарегистрированных в то время, произошли вблизи геологически молодых зон разломов.

Данные о лунотрясениях программы «Аполлон»

Астронавты лунных миссий «Аполлона» под номерами 12, 14, 15 и 16 оставили на Луне четыре сейсмометра - каждый экипаж по одному инструменту. В период с 1969 по 1977 год эти приборы зарегистрировали в общей сложности 28 лунных землетрясений, сила которых соответствовала землетрясениям на Земле магнитудой от 2 до 5. Часть из них, вероятно, могла быть вызвана ударами астероидов, но, очевидно, что далеко не всех.

Одна из многочисленных расщелин на поверхности Луны, за которой тщательно наблюдал зонд NASA LRO - эта расщелина изменялась в процессе сжатия нашего естественного спутника. Фото: NASA/GSFC/Arizona State University/Smithsonian

«Мы обнаружили, что ряд рекордных землетрясений, зафиксированных сейсмографами миссии «Аполлон», происходил очень близко к зонам разломов, что можно определить по записям LRO», - заявил соавтор исследования Николас Шмерр из Университета Мэриленда в Колледж-Парке. Как сообщают ученые в журнале Nature Geoscience, эпицентры восьми лунных землетрясений находились на расстоянии не более 30 километров от таких молодых зон геологических разломов.

«Мы считаем весьма вероятным, что эти восемь землетрясений были вызваны разломами, которые сдвигались после того, как напряжения в лунной коре находили выход, благодаря глобальным сокращениям и приливным силам», - объяснил Уоттерс.

Луна активна, как и раньше

К сожалению, все сейсмометры, установленные в ходе выполнения программы «Аполлон», в 1977 году были отключены. Но в геологическом плане этот период можно назвать одним лишь мгновением. По словам исследователей, обнаруженные в то время движения лунной поверхности четко свидетельствуют о том, что соответствующие зоны разлома все еще активны, и это еще раз подчеркивает Шмерр.

«Нам не часто удается наблюдать активную тектонику где-то за пределами Земли, поэтому ученые очень надеются на то, что эти известные нам разломы все еще способны вызы
вать лунные землетрясения», - говорит исследователь.