Старая галактика еще демонстрирует искорки жизни

Телескоп «Хаббл» представил новый снимок галактики NGC 4621, который свидетельствует, что этот регион противится тенденции.

Галактики NGC 4621 была открыта в 1779 году немецким астрономом Иоганном Готфридом Кёлером. Фото: ESA/Hubble & NASA, P. Cote

В смысле глобальных космических структур, мы живем в периферийном положении, являясь, так сказать, космическими провинциалами… Млечный Путь вместе с галактикой Андромеды и несколькими десятками маленьких галактик образуют так называемую Местную Группу, сравнительно скромное галактическое скопление.

Тем не менее, оно расположено на переднем крае гораздо более крупной структуры: галактического скопления Девы, центр которого находится на расстоянии около 54 миллионов световых лет от нас. Такое название оно получило потому что в небе оно обнаруживается в направлении созвездия Девы.

Грандиозное скопление галактик

Как свидетельствуют современные оценки, в скоплении Девы содержится около 2000 галактик различных типов, включая эллиптические галактики значительных размеров. Их впечатляющие масштабы, вероятно, были достигнуты в результате процессов слияния. Вполне вероятно, что и Млечный Путь с Андромедой, которые тоже находятся на пути, ведущему к столкновению, в конечном итоге сольются в гигантскую эллиптическую галактику.

Но не только по причине их огромных размеров такие галактики рассматриваются как заключительная стадия галактического развития. По большому счету, в них мало что происходит: они населены старыми звездами, и в них практически нет свободных запасов газа и пыли, из которых могли бы образовываться новые звезды.

Жизнь в Palcaquar

Но в одной из галактик скопления Девы телескоп «Хаббл» обнаружил небольшой контртренд, не соответствующий общей тенденции: в галактике NGC 4621, также известной как Мессье 59 (а поклонникам бесконечного научно-фантастического литературного сериала "Перри Родан» - под названием Palcaquar, как части кластера империи ESTARTU), имеется область, где рождаются новые звезды.

Снимки камеры Advanced Camera for Survey космического телескопа позволили идентифицировать дискообразную область вблизи ядра галактики, которая на самом деле является источником для образования новых звезд; не очень много, но это все еще свидетельствует о наличии искры звездной жизни. Но вот что ее зажгло - спутниковая галактика, включившая себя в NGC 4621, или что-то еще - пока еще остается для команды астрономов «Хаббла» загадкой.