На Марсе обнаружены активные зоны землетрясений

В марсианском регионе, изобилующем гигантскими трещинами, произошли два марсотрясения.  А это может означать, что у Марса, вероятно, есть по крайней мере одна область, которая до сих пор сейсмически активна.

Внутреннее строение Марса. © IPGP / David Ducros

Два измеренных с помощью посадочного модуля InSight марсианских землетрясения, происходят из одной активной сейсмической зоны. Как сообщается в Твиттере, в аккаунте группы, посвященной SEIS (Seismic Experiment for Interior Structures, то есть «Сейсмического эксперимента для внутренних структур), оба измеренных сотрясения марсианской поверхности исходили из области Cerberus Fossae - двух трещин в марсианской коре, длина которых составляет около 1000 километров и которые считаются довольно свежими.

Землетрясения имели магнитуду от трех до четырех баллов - если бы на Марсе в этом регионе в этот момент находились люди, они смогли бы четко заметить эти сотрясения почвы - и наблюдались 22 мая и 25 июля 2019 года, в 173-й и 235-й дни марсианской миссии зонда InSight. Cerberus Fossae располагаются вблизи экватора на равнине Элизиум Планития.

При этом Cerberus Fossae являются одними из самых молодых тектонических образований на Марсе. Они прорезали область, которая была только недавно по геологическим меркам затоплена лавой с низкой вязкостью - возможно, даже в последние 100 миллионов лет. Также относительно молодые структуры трещин демонстрируют и признаки оползней и лавинных осыпей, по причине чего эксперты рассматривают Cerberus Fossae как потенциально активный в тектоническом смысле регион. Одна из причин, по которой зонд InSight приземлился именно на равнине Elysium Planitia, состоит в том, что инструмент SEIS может использовать волны марсрясений, которые особенно часто здесь ожидаются, также и для получения информации о внутренней структуре планеты.

Лунные дома из камня и… мочи

Не только туалетная бумага может быть важным и ценным продуктом. Иногда даже субстанция, для одной из которых эта туалетная бумага предназначена, может раскрыть свой совершенно немыслимый потенциал. Самое новое и невероятное применение: лунный бетон из мочи астронавтов.

Ученые рассматривают разные варианты материалов для строительства баз на Луне и других планетах. © ESA, Foster and Partners

Строительство лунной базы - это настоящий логистический кошмар: транспортировка десятков тысяч тонн бетона на Луну громоздка и чрезвычайно дорога - каждый килограмм материала обойдется чуть менее чем в 20 000 евро.

А это значит, что значительно выгоднее изготавливать строительное вещество прямо на месте стройки. Камней на Луне имеется предостаточно. Из них могут быть получены геополимеры неорганических материалов, которые характеризуются особой стабильностью и долговечностью и, таким образом, представляют собой идеальный базовый материал. К сожалению, на Луне имеется явный дефицит воды, и поэтому ситуация выглядит не такой уж и перспективной - отсутствует пластификатор. И вот теперь команда ученых из ESA под руководством Шимы Пилехвар, похоже, нашла для этих целей подходящее, обильное и постоянно возобновляемое сырье. В специальном журнале Journal of Cleaner Production они опубликовали результаты своих экспериментов с мочевиной (лат. Urea), важным компонентом человеческой мочи.

Мочевина способна расщеплять молекулы водорода и снижать вязкость жидкостей - короче говоря: она позволить им даже при низком потреблении воды течь менее вязко. Исследователи в лабораторных условиях проверили, насколько хорошо это работает применительно к строительным материалам. В отсутствие настоящих лунных камней они использовали искусственный полимер, разработанный Европейским космическим агентством ESA, часть которого они смешали с мочевиной, а часть с другими пластификаторами. Из этой смеси с использованием 3D-печати были изготовлены небольшие цилиндры, и различные слои были наложены друг на друга (см. фото). Такой способ был выбран потому, что будущая лунная среда обитания людей также должна быть создана с помощью такой трехмерной печати, чтобы минимизировать участие человека в строительных работах и, таким образом, снизить опасность для космонавтов.

Образцы лунного бетона. Используя 3-D принтер, исследователи напечатали и сравнили несколько слоев лунного бетона. Оба образца содержат три процента пластификатора: мочевину (слева) и наиболее распространенный пластификатор нафталин (справа). © Shima Pilehvar et al. / Journal of Cleaner Production

По сравнению с обычными пластификаторами, такими как нафталин и поликарбоксилат, мочевинный бетон хорошо показал себя во всех нагрузочных испытаниях. Оказалось, что маленькие цилиндры смогли не только выдержать килограмм веса без деформации; прохождение нескольких циклов замораживания и оттаивания сделало их еще прочнее. Пилевар и ее команда собираются на следующем этапе исследовать более экстремальные колебания температуры, а также продолжить исследования в новом направлении: Насколько хорошо мочевинный бетон справится со своими задачами в вакууме? Сможет ли он защитить обитателей базы от метеоритных дождей и космического излучения? Также остается пока открытым вопрос о том, как будет мочевина извлекаться из мочи, и необходимо ли это вообще, потому что, возможно, и другие компоненты мочи, особенно вода, также могут способствовать стабильности новой лунной базы. Так что вполне вероятно, что будущие астронавты будут мочиться с пониманием того, что это поможет расширить их жизненное пространство на Луне.

ESA и "Роскосмос" перенесли запуск миссии "ExoMars" на два года