ПРОЩАЙ, «МЕССЕНДЖЕР»!

Космический аппарат «Мессенджер» разбился о поверхность Меркурия

Космический аппарат «Мессенджер» разбился о поверхность Меркурия«Мессенджер» на орбите Мекурия (художественная иллюстрация). Фото: NASA

«Мессенджер» (MESSENGER, MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry, and Ranging), первый космический аппарат, который вышел на орбиту Меркурия, врезался в поверхность планеты на скорости 3,91 километров в секунду.

«Мессенджер» был запущен в 2004 году и добирался до Меркурия семь лет, попутно облетев вокруг Венеры, — такие маневры необходимы для экономии топлива, поскольку позволяют космическому аппарату проделывать часть пути, используя гравитационное притяжение небесных тел.

Первые три года аппарат обращался вокруг Меркурия на высоте 200—450 километров, в последний год его орбиту снизили примерно до 100 километров, в последние недели до поверхности планеты оставалось 5—35 километров. В отсутствие топлива аппарату нечем было компенсировать силу притяжения планеты, и его падение было неизбежным. На борту «Мессенджера» были камеры, магнетомер, высотометр и четыре спектрометра. Общий вес «Мессенджера» изначально составлял 1100 килограммов, из них 600 килограммов топлива, так что при столкновении с Меркурием он весил примерно полтонны. Метеориты с такой массой, но на большей скорости, падают на планету примерно раз в месяц-два.

Снимок Меркурия, сделанный «Мессенджером». Фото: NASA

Меркурианские сезоны

Изначально предполагалось, что космический аппарат пробудет на орбите Меркурия год, однако он продержался целых четыре. Это, в частности, позволило ученым увидеть сезонные изменения в экзосфере. Это очень разреженная газовая оболочка, окружающая Меркурий, у которого нет «полноценной» атмосферы, в ней были найдены магний, кальций и натрий. Как оказалось, их пространственное распределение меняется в течение года, так что получается что-то вроде смены сезонов на Земле.

Лед на раскаленной планете

Одно из самых громких открытий, сделанных благодаря снимкам «Мессенджера», — залежи льда на Меркурии. Несмотря на то что на поверхности планеты температура иногда превышает 400 градусов по Цельсию, в глубине кратеров, по оценкам ученых, может скрываться триллион тонн замороженной воды.

Полярные кратеры Меркурия, в холодной глубине которых скрывается лед. Фото: NASA

«Мессенджер» же помог объяснить темный цвет поверхности планеты: вероятно, она покрыта углеродной пылью, принесенной кометами. Под пылью Меркурий в основном покрыт древней лавой возрастом более трех миллиардов лет, хотя на снимках «Мессенджера» ученые обнаружили и более свежие следы вулканической активности.

Поля лавы на Меркурии. Фото: NASA

Кроме того, космический аппарат обнаружил на поверхности планеты впадины глубиной около 10 метров с крутыми стенками и плоским дном. Они не могли быть ни образованы метеоритами, ни выдуты ветрами, которых на Меркурии нет, нет и признаков того, что это провалы, образовавшиеся на месте подповерхностных пустот, — возможно, это следы превращения каких-то твердых участков в пар под действием тепла или солнечной радиации.

Железное ядро в тонкой оболочке

Под поверхностью планеты скрывается массивное железное ядро, занимающее около 80% массы планеты. Внешняя часть этого ядра, по всей видимости, все еще находится в расплавленном состоянии, благодаря чему у Меркурия есть магнитное поле. Оно имеет сложную форму и, как предполагают ученые, механизм его образования такой же, как на Земле. Считается, что магнитное поле Земли возникает в результате движения расплавленного железа в ядре, которое приводит к возникновению электрических токов, а они, в свою очередь, — к появлению магнитного поля. Этим Земля и Меркурий отличаются от таких небесных тел, как Венера, Марс или Луна.

У Меркурия сложноустроенное магнитное поле, но механизм его образования может быть схож с земным. Фото: NASA

До «Мессенджера» считалось, что кора планеты такая тонкая (по отношению к ядру) либо потому, что Меркурий находится близко к Солнцу, либо от того, что значительная часть коры пострадала при сильном столкновении с другим небесным телом. Однако данные космического аппарата противоречат этим гипотезам: на поверхности Меркурии было обнаружено много легких веществ (сера, калий, натрий), которые первыми исчезли бы с поверхности в обоих случаях. Теперь вопрос о том, как и где образовался Меркурий, остается открытым.

До и после «Мессенджера»

Предшественником «Мессенджера» была автоматическая станция «Маринер-10», запущенная к Меркурию в 1973 году. «Маринер-10» три раза подлетал близко в Меркурию, самое близкое расстояние до поверхности — 327 километров. Благодаря его измерениям, в частности, ученые узнали, что у Меркурия есть магнитное поле. Затем у «Маринера» закончилось топливо, и с Земли была подана команда отключения радиопередатчика аппарата. Поэтому засечь его сейчас невозможно, но вероятнее всего, «Маринер-10» летает вокруг Солнца.

Предшественник «Мессенджера» «Маринер-10». Фото: NASA

Последователем «Маринера» и «Мессенджера» должна стать станция BepiColombo. Она отправится к Меркурию в 2017 году с двумя орбитальными аппаратами на борту, один из которых будет исследовать магнитосферу Меркурия, а другой, с набором спектрометров на борту, делать снимки поверхности планеты.

Источник: http://chrdk.ru