Последние комментарии

• Natalia Medvedeva (Медведева)
    Круги на полях, расшифровка посланий от инопланетян, в книге Натальи Медведевой "МЕССИЯ на сайте: https://mne-book.co...Все версии происхождения кругов на полях
  • Николай Загумённов
    Пардон. Рей является частью рангоута.Гипотеза об инопланетной атомной машине по производству "манны небесной"
  • Alex Колес
    Тогда подождём! Если найдется такая планета, то думаю рвануть туда!Начался поиск планет земного типа возле Альфа Центавра

Древнейший земной камень лежал… на Луне

Около 50 лет назад миссия «Аполлон-14» доставила на Землю лунные каменные породы, которые до сих пор изучаются учеными. И эти образцы преподносят интереснейшую информацию о самой ранней истории нашей планеты.

Наш естественный спутник возник, когда протопланета размером приблизительно с Марс столкнулась с Землей, вследствие чего часть расплавленных каменистых пород была выброшена в космическое пространство.

И именно из этой остывающей массы сформировался тогда наш спутник – это, как минимум, один из наиболее распространенных и общепринятых тезисов, объясняющих образование Луны. Но и после этого глобального события Земля подвергалась многочисленным ударам из космоса, вследствие которых неоднократно вышвыривались земные камни. По крайней мере, один такой осколок приземлился на тогда еще более близкую Луну, а астронавты миссии «Аполлон-14» подобрали его в числе огромного множества других образцов и вернули на Землю. Проведенный более чем через 40 лет после окончания той миссии анализ предоставил доказательства того, что этот камень может представлять собой самый старый метеорит земного происхождения на сегодня, и даже, возможно, самый старый земной камень из всех когда-либо зарегистрированных. Об этом в журнале Earth and Planetary Science Letters написали Джереми Белуччи из Шведского музея истории природы и его команда.

Образец лунного грунта в Хьюстонском хранилище. © NASA

В этом изученном образце породы ученые обнаружили фрагмент размером примерно два грамма, состоящий из кварца, полевого шпата и циркония — минералов, которые очень часто встречаются на Земле, но практически отсутствуют на Луне, что показали другие образцы, доставленные миссиями «Аполлон». К тому же химический анализ показал, что исследованный фрагмент кристаллизовался в таких условиях, которые преобладали на молодой Земле 4–4,1 миллиарда лет назад, но никогда не существовали на Луне. Вероятнее всего, этот камень сформировался в мантии Земли на глубине около 20 километров, а уже впоследствии метеорит выбил его из планеты и отправил в путешествие на Луну. После столкновения новые удары, которым подвергся камень, привели к тому, что он частично расплавился, деформировался и, наконец, пролился, погрузившись под лунную поверхность. А примерно 26 миллионов лет назад еще один метеоритный удар заставил камень снова «всплыть» на поверхность, когда он оказался в 340-метровом кратере, где его и обнаружили астронавты в 1971 году.

И если все эти данные и происхождение окончательно подтвердятся, то «образец Apollo 14321» действительно относится к древнейшим из известных земных пород. Приблизительно столь же древними являются остатки формации Идивхаа в Канаде, которая, как считают геологи, возникла 4,02 миллиарда лет назад. Еще раньше мог возникнуть пояс зеленых камней Nuvvuagittuq, также находящийся в Канаде, возраст которого может составлять до 4,4 миллиарда лет. Правда, данные в отношении возраста еще спорны и полностью не подтверждены. При этом стоит отметить, что на Земле практически не сохранились еще более древние породы, так как они уже разрушились различными геологическими процессами. А вот с Луны были доставлены различные породы, которые более древнее встречающихся на Земле.