Кратеры Колобок и Золушка: МАС утвердил названия деталей рельефа астероида (162173) Рюгу

Международный астрономический союз (МАС) утвердил названия для тринадцати деталей рельефа астероида (162173) Рюгу, который сейчас исследуется японской автоматической межпланетной станцией (АМС) «Хаябуса-2». Все названия посвящены фольклору, сказкам и детской литературе различных народов мира. Также была утверждена номенклатура для крупных валунов на малых небесных телах.

Названия деталей рельефа (162173) Рюгу. Credit: JAXA.

Названия деталей рельефа обсуждались Отделом F (Планетарные системы и биоастрономия) Рабочей группы по астрономической номенклатуре Международного астрономического союза (РГ МАС) и были утверждены в декабре 2018 года.

По традиции для каждого небесного тела выбирается определённая тема, в соответствии с которой и предлагают названия. В ходе дискуссий между японскими и международными участниками проекта были предложены такие темы, как названия замков по всему миру, слово «дракон» на разных языках и имена глубоководных существ. Однако по результатам обсуждений была выбрана тема фольклора, сказок и детской литературы. РГ МАС приняла предложение 25 сентября, после чего специалисты начали выбирать наиболее крупные и интересные детали рельефа астероида и предлагать названия для них.

Все предложенные темы были связаны с названием астероида (162173) Рюгу. Ведь в японской мифологии Рюгу-дзё — подводный дворец-резиденция дракона Рюдзина, властителя подводного мира и морской стихии, который построен из белых и красных кораллов в самом глубоком месте океана и богато обставлен. Именно из него Рюдзин, используя огромные жемчужины и драгоценные камни, управляет морем, приливами, отливами и своими подданными. Там же дракон хранит свои сокровища.

Важно отметить, что МАС также утвердил номенклатуру для крупных валунов на поверхности небесных тел. Теперь такие объекты будут называться saxum, что в переводе с латинского означает камень, валун. Для получения такого название валун должен быть размером не менее 1% от диаметра небесного тела. Уже были утверждены названия для трёх валунов на (162173) Рюгу.

Большая часть названий деталей рельефа отсылает к японской легенде о рыбаке Урасима Таро, который побывал в Рюгу-дзё:

• Ryujin Dorsum — гряда Рюдзин. Экваториальная гряда. Рюдзин — дракон, о котором уже писалось в этой статье.
  • Otohime Saxum — камень Отохимэ. Крупнейший валун на астероиде, при этом спектральный анализ показывает, что состав валуна значительно отличается от состава иных областей (162173) Рюгу. Отохимэ — прекрасная дочь Рюдзина, которая приняла вид черепахи и была спасена рыбаком Урасима Таро.
  • Ejima Saxum — камень Эджима. Эджима — место, где Урасима Таро спас Отохимэ.
  • Crater Urashima — кратер Урасима. Частично находится на гряде Рюдзин и является крупнейшим кратером на астероиде. Название отсылает к самому рыбаку Урасима Таро.
  • Tokoyo (Tokyo) Fossa — впадина Токоё. Самая большая впадина на астероиде. Токоё — земля вечной жизни далеко за морем в легенде о рыбаке Урасима Таро.
  • Horai Fossa — впадина Хорай. Вторая по размерам впадина на астероиде. Хорай морская утопия в легенде о рыбаке Урасима Таро.

Имеются ещё три детали рельефа (162173) Рюгу, названия которых происходит из японского фольклора:

• Momotarou Crater — кратер Момотаро. 4-й по размеру кратер на астероиде. Момотаро — мальчик из японских сказок, который появился из огромного персика.
  • Kibidango Crater — кратер Кибиданго. 6-й по размеру кратер на астероиде. Кибиданго — еда, которую дал Момотаро своим друзьям.
  • Kintarou Crater — кратер Кинтаро. 5-й по размеру кратер на астероиде. Кинтаро — самурай знаменитого героя Минамото-но Ёримицу, живший по легенде в 956—1012 годах в период Хэйан и умерший от лихорадки во время похода против пиратов с острова Кюсю. Его жизнь и подвиги позднее обросли легендами и мифами.

Оставшиеся названия отсылают к культуре других стран и народов:

• Cendrillon Crater — кратер Золушка. Крупнейший кратер за пределами гряды Рюдзин. Название отсылает к одноимённой европейской сказке. Интересно отметить, что было использовано именно французское слово Cendrillon, а не английское Cinderella, которое первоначально было предложено. На этом настояла РГ МАС.
  • Kolobok Crater — кратер Колобок. Находится на гряде Рюдзин. Название отсылает к сказке о Колобке. Первоначально предполагалось дать кратеру название Питер Пэн, однако РГ МАС отказала в этом... из-за проблем с авторскими правами.
  • Brabo Crater — кратер Брабон. Находится на гряде Рюдзин. Название отсылает к храброму герою из нидерландских легенд Сильвию Брабону (Silvius Brabo), римскому солдату, который смог победить могучего великана Дрюона Антигона. Первоначально предполагалось дать кратеру название Спящая красавица, однако РГ МАС отказала в таком названии из-за его длины.
  • Catafo Saxum — камень Катафо. Обозначает главный меридиан на (162173) Рюгу. Название отсылает к легендам каджунов*. Первоначально предполагалось дать кратеру название Оз, однако РГ МАС отказала из-за того, что регион с таким названием уже есть на Хароне, спутнике Плутона.

Две области на астероиде, где совершили мягкую посадку спускаемые аппараты MINERVA-II 1 и MASCOT, носят особые названия, однако они не были утверждены МАС:

• Trinitas — место посадки зонда MINERVA-II1. Название отсылает к месту рождения Минервы в мифах Древнего Рима.
  • Alice’s Wonderland — место посадки MASCOT. Название отсылает к произведению «Приключения Алисы в Стране чудес» английского учёного и писателя Ч.Л. Доджсона, который работал под псевдонимном Льюис Кэрролл.

Решена старая загадка ледяной шапки южного полюса Марса

Собственно говоря, ледяные массы вообще не должны там собираться и задерживаться, но взаимодействие сразу трех факторов предотвращает их дестабилизацию.

Южный полюс Марса покрыт наложившимися друг на друга многочисленными слоями льда из углекислого газа и воды. Фото: NASA/JPL

Марс - разумеется, помимо Земли - самая изученная планета в нашей Солнечной системе. Уже десятки зондов внимательно исследовали и исследуют Красную планету, как с орбиты и во время облета Марса, так и непосредственно на его поверхности.

Советские, американские, европейские и индийские миссии смогли ответить на многие остававшиеся до поры до времени без ответа вопросы, но новые наблюдения привели и к многочисленным новым загадкам. Одна из них связана с огромной, толщиной около километра, шапкой из углекислого газа и водяного льда на южном полюсе Марса. Ученым до сих пор было неясно, например, наблюдается ли там слоистая структура ледяных масс и существует ли у этой шапки связь с СО2 в марсианской атмосфере.

Точная симуляция

Одна из основных гипотез формирования ледяных слоев связана со слегка наклоненной осью вращения Марса, которая склоняется к Солнцу и отклоняется от него в течение года. И вот теперь новое моделирование подкрепило это объяснение. «Когда разрабатываешь модель, то обычно не ожидаешь, что ее результаты настолько приблизятся к наблюдениям», - говорит Питер Бюлер, планетолог из Лаборатории реактивного движения NASA. - «Но толщина слоев, предполагаемая нашей моделью, идеально совпадает с радиолокационными измерениями со спутников».

Когда в южном полушарии Марса господствует лето, его южный полярный ледяной покров сокращается до минимума. Снимок был сделан аппаратом NASA Mars Global Surveyor (апрель 2000 г.). Фото: NASA

Самое же странное в южной полярной шапке - это то, что она просто не должна существовать в таком виде: водяной лед термически более стабилен и темнее по цвету, чем лед CO2, поэтому ученые склонны были ожидать, что лед углекислого газа дестабилизируется при попадании под водяной лед. Но, как стало известно, шапка содержит столько же CO2, сколько вся теперешняя атмосфера Марса.

Три причины, почему ледяная шапка южного полюса существует

Согласно модели Бюлера и его команды, представленной в журнале Nature Astronomy, дестабилизации льда CO2 препятствовали три фактора: изменение наклона Марса при движении вокруг Солнца, различия в принципе, которым оба типа льда отражают солнечный свет и изменение атмосферного давления, когда лед СО2 сублимирует, то есть переходит в газообразное состояние.

Южная полярная шапка Марса в конце зимы. Постоянный ледяной покров в центре окружен сезонным льдом, который постепенно исчезает в последующие месяцы (Mars Global Surveyor, сентябрь 2001 г.). Фото: NASA

«Шатание» оси вращения Марса, так называемая прецессия, влияет на сезонное количество солнечного света, достигающего полюсов, как это происходит и на Земле. При этом в определенные месяцы лед СО2 образуется, а в другие месяцы сублимирует. Со временем меняющийся климат Красной планеты привел к тому, что не каждый раз лед СО2, когда это ему «положено», сублимирует, а вместо этого слои льда СО2 и водяного льда накладываются друг на друга. При этом модели демонстрируют, как этот процесс изменяет атмосферное давление: от четверти до двойного уровня наблюдаемого сейчас марсианского давления.

Старше 500 тысяч лет

По словам ученых, этот процесс наблюдается уже в течение примерно 510 тысяч лет, то есть с момента последней фазы экстремальной солнечной радиации, когда весь лед CO2 испарился в атмосферу Марса. «Наши предположения о колебаниях давления в марсианской атмосфере имеют основополагающее значение для понимания развития марсианского климата», - говорит Бюлер. - «И, конечно же, для понимания былой потенциальной пригодности Марса для жизни».

Черная дыра вместо солнца: благоприятные для жизни зоны вокруг черных дыр возможны