27 апреля с космодрома «Восточный» должен был произойти первый запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а». Однако за минуту до старта произошла автоматическая остановка пуска из-за сбоя в работе автоматизированной системы управления. Полет «Союза» перенесли еще на сутки – в 5:01 28 апреля ракета стартовала-таки, начав тем самым отсчет в славной истории космодрома «Восточный».
Подобные переносы и сдвиги сроков в космонавтике - явление нередкое. Учитывая внушительную стоимость запуска аппаратов, всегда лучше перестраховаться и убедиться, что все работает должным образом, не допуская ненужных рисков. Так, например, недавний старт ракеты-носителя «Союз-СТ» с космодрома Куру откладывали аж четыре раза. Впрочем, ракеты серии «Союз-2» достаточно стабильны, они успели неоднократно показать себя с лучшей стороны. Несмотря на периодические переносы, из 57 прошедших пусков лишь два закончились неудачей и три — частичным успехом, все остальные прошли в штатном режиме. «Союзы» второй серии относятся к среднему классу ракет-носителей и являются нашей главной рабочей лошадкой. Однако в будущем ожидается, что их сменит новая модель от РКЦ «Прогресс» - «Союз-5».
На днях самарское предприятие отрапортовало, что уже во второй половине текущего года комиссии специалистов ракетно-космической промышленности предстоит рассмотреть данный проект - почти на пять лет раньше, чем планировалось.
Повод для того, чтобы поторопиться у поволжского производителя весомый. Руководство «Прогресса» собирается выдвинуть свое детище на тендер «Роскосмоса» по созданию нового поколения ракет-носителей среднего класса — проекта «Феникс». «Фениксам» предстоит в будущем заменить российско-украинские «Зениты», в которых доля российских компонентов приближается к 70%. Новая ракета-носитель, соответственно, будет уже полностью отечественной.
К слову, судьба проекта «Феникс» некоторое время висела на волоске — его едва не изъяли из федеральной космической программы на 2016-2025 годы, но перспективную разработку все же удалось отстоять. К великой радости претендентов на участие в будущем тендере. А таковые имеются и помимо «Союза-5».
Конкуренция в тендере уже намечается нешуточная. Предполагается, что Центр им. Хруничева предложит превратить в «Феникс» ракету «Ангара-А3», разработкой которой он сейчас занимается.
Определенные преимущества перед «Союзом-5» у «Ангары» имеются. Во-первых, эта серия конструируется по модульному принципу. В зависимости от количества задействованных универсальных ракетных модулей «Ангара» приобретает форму одной из трех модификаций — легкого, среднего или тяжелого класса. Учитывая, что «Роскосмос» рассматривает перспективу модульного расширения «Феникса» аж до сверхтяжелого класса, данная особенность производителям «Ангары» на руку.
Во-вторых, «Ангара-А3» может нести на орбиту больше полезной нагрузки, чем «Союз-5» - до 14,6 тонн против девяти тонн у последней.
А в-третьих, благодаря модульной конструкции «Ангару» легко и дешево доставлять на космодромы. Достаточно отправить ее по железной дороге в разобранном виде.
Еще один весомый аргумент в пользу данной ракеты-носителя — степень готовности. В отличие от «Союза-5», по которому пока разрабатывается инженерная записка, две модификации «Ангары» - легкого и тяжелого классов — уже успешно прошли испытательные пуски.
Впрочем, «Союзу-5» тоже есть, что показать на тендере. По полезной нагрузке он проигрывает «Ангаре», но в то же время обходит ее по собственной массе. Так, «Союз-5.1» будет весить всего 270 тонн против 481 тонны у продукции Центра Хруничева.
Несмотря на то, что «Союз-5» строится не по модульному принципу, ракету можно будет перевести в тяжелый класс, установив боковые блоки. Кроме того, для нее разработают двигатели, работающие на сжиженном газе и жидком кислороде. И именно сжиженный газ в качестве топлива хочет видеть в будущем «Фениксе» «Роскосмос». Впрочем, керосин, используемый в «Ангаре», госкорпорация также готова рассматривать.
Но главное преимущество «Союза-5» - стоимость. Причем как стоимость производства, так и запуска. За счет уменьшенного вдвое количества используемых деталей пятая модель получилась дешевле «Союза-2». Сказалось в том числе и использование сжиженного газа — удалось сэкономить на топливных системах.
Что касается стоимости запуска, то сообщается, что она будет находиться на уровне 50 миллионов долларов. Для сравнения пуск российских «Протонов» обходится в 100 миллионов. Самой дешевой в этом плане на данный момент является американская ракета-носитель среднего класса Falcon 9 — ее запуск стоит от 56 до 77 миллионов долларов, и эта цифра может снизиться еще, если первая ступень ракеты научится стабильно возвращаться назад в целости и сохранности.
Именно Falcon 9 — главный потенциальный конкурент «Союза-5». Обе ракеты выступают в одном классе, имеют схожую стоимость пуска. При этом Falcon в версии 1.1 может нести на орбиту на 4 тонны больше «Союза». Однако проигрывает эта версия в собственном весе, который доходит до 506 тонн.
Прочие иностранные аналоги далеки по своим показателям от «Союза-5». Единственная заслуживающая внимания ракета — китайская CZ-3A весом в 240 тонн способна отправить на орбиту 8,5 тонн груза. Распространенная американская ракета-носитель Delta II выступает в том же классе, но серьезно отстает в массе полезной нагрузки. Как и европейская «Ариан 4». А ее пятую версию сравнивать с «Союзом» не совсем корректно, так как это уже ракета тяжелого класса.
Выходит, что зарубежных конкурентов у «Союза-5» единицы. Причем к главному есть вопросы по надежности и стабильности запусков (не говоря о возврате первой ступени). Если «Прогресс» сможет сохранить качество своей новинки на уровне «Союзов» второй серии, то у нас все шансы продолжить держать лидерство по числу запусков аппаратов на орбиту.
А вот какой из российских ракет предстоит обернуться «Фениксом» пока можно только гадать, так что стоит дождаться слова «Роскосмоса».
Источник: http://politrussia.com
Свежие комментарии