Скорость реакции
Одним из ключевых моментов начатой в конце 2000-х годов радикальной военной реформы стало создание объединенных стратегических командований, призванных сосредоточить «под одной крышей» управление всеми войсками и силами на территории военных округов. Целью такого объединения было повышение скорости реакции военной машины на возникающие угрозы и облегчение управления межвидовыми группировками.
Cмысл внезапных проверок российской военной машины
В верхней части командной пирамиды цепочки управления сходились в Центральный командный пункт Генштаба и созданный позже ситуационный центр Минобороны, однако на этом уровне система давала сбой: как отметил еще в 2014 году начальник Генштаба Валерий Герасимов, ЦКП не располагал достаточными возможностями по сбору и обработке значимой информации и не имел средств для координации действий войск в режиме реального времени, равно как и для оперативной выработки вариантов реакции на происходящее. В этих условиях ЦКП становился еще одним передаточным звеном, фиксируя информацию о событиях снизу и передавая в войска решения сверху, в то время как командиры на местах действовали, не обладая всей полнотой информации. Как отметили опрошенные «Лентой.ру» военные специалисты, в случае реального крупного конфликта, при резком сокращении времени реакции на события, быстродействия и уровня информированности ЦКП могло не хватить для своевременного и адекватного решения.
Особенно актуальной эта проблема становилась в российских условиях, где реальны угрозы, требующие быстрой перегруппировки на значительные расстояния (в том числе за пределы страны – в частности, при действиях в рамках ОДКБ) большого количества войск из разных округов, что регулярно отрабатывается на учениях. Возможность непрерывного получения информации и управления процессом в верхнем звене при этом неоценима и прямо определяет скорость реакции военной машины в целом.
Новое качество управления было продемонстрировано довольно быстро: структуры объединенных командований в лице ОСК Юг, управляющего силами Южного военного округа и Черноморского флота, успешно справились с задачей быстрой и бескровной нейтрализации Вооруженных сил Украины в Крыму, при этом зарубежные специалисты отмечали исключительно высокую скорость и скоординированность действий «вежливых людей». НЦУО заработал спустя десять месяцев после крымских событий, и его возможности демонстрировались уже в ходе сирийской операции, обеспечивая координацию действий флота, ВКС, сил специальных операций, подразделений обеспечения и прочих структур на протяжении всей кампании.
Что внутри
Если раскладывать работоспособность НЦУО на составляющие, в основе будут три основных компонента: люди, система сбора, обработки и распределения информации и вычислительные мощности.
Коллеги и конкуренты
Собственными командными центрами располагают многие крупные державы. На Западе наибольшими возможностями обладает Национальный военный командный центр (National Military Command Center, NMCC) США и новый командный центр минобороны Франции, за характерную форму здания и по аналогии со зданием Минобороны США получивший название Гексагон.
***
Недавняя атака вируса WannaCry, нанесшая серьезный ущерб гражданским и коммерческим структурам, мало затронула военные системы управления, не считая отдельных периферийных звеньев, использующих доступные коммерческие ОС. Тем не менее киберугрозы сегодня рассматриваются как одна из главных опасностей для современных военных машин развитых стран, боеспособность которых во все большей степени зависит от цифровых систем обмена данными, управления и целеуказания. Рост значимости этих систем демонстрируется и разницей в объеме доступной информации: о стратегических ядерных силах стран, официально входящих в ядерный клуб, и возможностях их боевых зарядов мы знаем куда больше, чем об их военных суперкомпьютерах.
Источник: https://lenta.ru
Свежие комментарии