Учёные открыли гамма излучение центральной чёрной дыры нашей галактики

Международная группа астрономов из Китая, России и Тайваня объяснила происхождение гигантских гамма-пузырей, идущих из центра нашей галактики и расположенных перпендикулярно плоскости ее главного диска.

Эти пузыри были обнаружены в ноябре 2010 года космическим гамма-телескопом Ферми, но до сих пор их происхождение оставалось полной загадкой.

Пузыри гигантские – каждый из них имеет протяженность порядка 25 тысяч световых лет, а это почти радиус Млечного Пути. Опираясь на теоретические выводы Владимира Догеля из Физического института РАН, ученые доказали, что гамма-излучение идет от сверхмассивной черной дыры, находящейся в центре галактики и вызвано тем, что она поглощает звезды.

Авторы считают, что эта дыра каждые три миллиона лет захватывает около ста звезд, причем половину их массы она проглатывает, а половину с силой выталкивает до того, как звезда пройдет роковой горизонт событий уже в виде горячей плазмы. Плазма сталкивается с электронами, те извергают фотоны, и в результате получается постоянно расширяющееся гало, которое и увидел телескоп "Ферми".

Руководитель группы исследователей К. С. Ченг, заявляет, что энергия такой ударной волны, периодически возникающей от падения звезды на черную сверхдыру, превышает энергию ударной волны от сверхновой примерно в сто раз, и этот процесс в теории похож на поведение солнечного ветра, исходящего от нашего светила, хотя энергетические масштабы того и другого здесь, конечно, несопоставимы.

Как всегда, когда появляется новая теория, тут же возникают и возражения. В этом случае они возникли тоже – ряд ученых утверждает, что подобные пузыри могли возникнуть при поглощении черной дырой не звезд, а межзвездного газа и мелких объектов. Но даже и они признают теоретическую состоятельность выводов китайско-российско-тайваньской группы.

Астрономы подчеркивают, что выводы, в истинности которых они уверены, все-таки носят предварительный характер. "Работа идет, - говорит Чен. - Через 6-9 месяцев у нас уже будет полностью смоделированная карта гамма-излучения в гало, и мы сможем сравнить ее с данными наблюдений".

По значимости находку гигантских пузырей в Млечном Пути можно сравнить разве что с пересмотром карты его рукавов или открытием бара (иллюстрация NASA/Goddard Space Flight Center).

Дуг Финкбинер (Doug Finkbeiner) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA) первым выявил странное образование в наборе данных. Астроном заявил: «Мы видим два гамма-излучающих пузыря, которые простираются на 25 тысяч световых лет к северу и к югу от центра Галактики. Мы не понимаем в полной мере их характер или происхождение».

Предыдущие обзоры не могли выявить эти образования из-за диффузного галактического гамма-излучения. Оно генерируется, когда электроны, движущиеся с околосветовыми скоростями, сталкиваются с фотонами. Этот фон заполняет всё небо. Он и мешает рассмотреть пузыри в деталях.

Однако теперь учёные воспользовались высокой чувствительностью телескопа Fermi и к тому же составили более точную модель диффузного излучения, позволившую вычесть его из общего потока данных. Так на карте Галактики и проявились два огромных пятна с чётко очерченными краями. Пузыри выдают более энергичные гамма-выбросы, чем обычный фон.

Примеры упомянутых процессов учёные наблюдали в других галактиках. Возможно, и наша собственная могла похвастать чем-то подобным в прошлом. По оценке астрономов, возраст гамма-пузырей — несколько миллионов лет. (Статья об этом открытии выйдет в Astrophysical Journal.)