Найдена та самая "божественная" частица? И "кое-что ещё?

Обывателей по всему миру впервые за долгое время взволновали новости с Большого адронного коллайдера. В Интернет просочились сведения о том, что найдена та самая "божественная" частица или бозон Хиггса. За ней охотятся уже не первый год. Потому что она может пролить свет на возникновение Вселенной и изменить представления человечества о законах физики.

В интернет просочился таинственный документ: на коллайдере якобы найдена "божественная частица"

Время публикации: 25 апреля 2011 г., 10:22

В минувшие выходные научный мир был взбудоражен слухами о том, что "божественная частица", или бозон Хиггса, которую не первый год пытаются найти ученые, работающие с Большим адронным коллайдером, уже найдена. О сенсационном открытии детектора ATLAS говорилось в одном из внутренних документов, который просочился в интернет и был опубликован в блоге Питера Войта, математика Колумбийского университета (США). Лишь в понедельник эти данные были опровергнуты официально.

Лицо, приславшее документ Войту, не назвало себя. Сам Войт подчеркнул, что не связан с учеными, работающими на коллайдере, и источник публикации ему не известен, пишет британская газета The Daily Mail.

Авторы документа сообщали, что им удалось обнаружить следы распада бозона Хиггса на два фотона. Масса бозона, согласно этим данным, должна составлять около 115 гигаэлектронвольт на квадрат скорости света (физики часто измеряют массы частиц в единицах энергии - электронвольтах - основываясь на знаменитой формуле Эйнштейна, E=mc2). Вместе с тем, авторы документа отмечают, что эти события происходят примерно в 30 раз чаще, чем предсказывала теория.

Информация об обнаружении бозона Хиггса на детекторе ATLAS Большого адронного коллайдера не имеет ничего общего с реальностью, заявила РИА "Новости" официальный представитель коллаборации ATLAS Фабиола Джианотти. "ATLAS не имеет результатов, касающихся бозона Хиггса", - сказала она.

Многие ученые сразу назвали документ подделкой. Авторы известных среди физиков блогов отмечали, что заявление построено на анализе относительно небольшого объема данных. Кроме того, если бы бозон Хиггса существовал в этом диапазоне, его должны были "увидеть" детекторы коллайдера Tevatron.

Если бы открытие все же состоялось, оно привело бы к значительному прорыву в физике элементарных частиц, который позволил бы лучше понять устройство Вселенной. Физик Шелдон Стоун из Университета Сиракуз объяснил, что это имело бы огромное значение для науки.

Бозон Хиггса - гипотетическая частица, которая еще не была зафиксирована, но существование которой теоретически было предсказано в стандартной физической модели мира. Эта частица, считают физики, придает массу всем другим частицам. Она сыграла решающую роль при формировании Вселенной после Большого взрыва. Именно фиксация бозона Хиггса поможет ученым выяснить, что такое масса и как физические тела получают эту характеристику.

Поиском бозона Хиггса и других мельчайших частиц долгое время занимается Большой адронный коллайдер, расположенный под территориями Швейцарии и Франции, а также ускоритель Tevatron в лаборатории имени Ферми, что в штате Иллинойс.

Опубликованный в блоге анонимный документ свидетельствует, что при столкновении потоков частиц получено свидетельство наличия частицы, некоторые характеристики которой совпадают с предсказанными учеными характеристиками бозона Хиггса. Некоторые другие характеристики, однако, с заявленными ранее параметрами не совпали.

Шелдон Стоун высказал предположение, что речь может идти о какой-то другой частице. А это будет "в некотором смысле еще более интересно, представляя результат новой физики - за пределами стандартной модели", считает ученый. Но при этом он отметил, что публично обсуждать внутренние материалы до их официального подтверждения - это не только неэтично, но и ненаучно.

Коллеги поддержали Стоуна, призвав публику к сдержанности и терпению. Физик Томмасо Дориго, работающий как на Большом адронном коллайдере, так и на ускорителе Tevatron, сразу объявил сообщение ложным. Он был настолько уверен в этом, что согласился поставить тысячу долларов, что бозон Хиггса еще не найден. Желающих поспорить с ним, однако, не нашлось.

Директор канадской национальной лаборатории ядерной физики и физики элементарных частиц TRIUMF Найджел Локьер прокомментировал новость уклончиво, считая, что всплеск интереса к предмету будет способствовать новым открытиям как в Европе, так и в других частях света и что человечество стоит на пороге важнейших открытий.

Неизвестная науке частица

Напомним, в начале апреля сообщалось об открытии, совершенном на ускорителе Tevatron. Сталкивая в укорителе протоны и антипротоны, физики планировали получить уже известный науке W-бозон. Но, помимо ожидаемого количества частиц распада, ученые обнаружили лишние. Это означает, что в исходном столкновении участвовала неизвестная ученым частица.

Как говорят американские физики, это может свидетельствовать о выявлении новых сил природы. Находка связана с понятием массы и с тем, как физические тела приобретают ее. "За пределами тех сил природы, что мы знаем, может оказаться некая новая сила. Если ее существование будет подтверждено, оно укажет нам на целый мир новых открытий", - сказал член международной команды исследователей Джованни Пунци.

Многое остается неясным, но в одном ученые сходятся: это точно не бозон Хиггса, поимка которого должна была ответить на вопрос о сущности массы.

Американцы нашли новую элементарную частицу, но не ту, что рассчитывали найти

Время публикации: 7 апреля 2011 г., 20:01

Американские ученые заявляют о, возможно, самом значимом открытии в физике за последние полвека, передает информационный канал "Вести". Во время эксперимента на ускорителе частиц Tevatron (это "младший брат" Большого адронного коллайдера) удалось засечь неизвестную ранее элементарную частицу. Это не бозон Хиггса, который все так пытаются найти. (Бозон Хиггса - последний недостающий элемент современной теории элементарных частиц, так называемой Стандартной модели. Эта гипотетическая частица отвечает за массы всех других частиц).

Как говорят американские физики, это может свидетельствовать о выявлении новых сил природы. Находка связана с понятием массы и с тем, как физические тела приобретают ее, сообщает DiscoveryNews. "За пределами тех сил природы, что мы знаем, может оказаться некая новая сила. Если ее существование будет подтверждено, оно укажет нам на целый мир новых открытий", - сказал AFP член международной команды исследователей Джованни Пунци.

"Никто не знает, что это за частица. Если она существует на самом деле, то станет самым значительным открытием в физике за полвека", - заявил физик-теоретик Кристофер Хилл.

В погоне за бозоном Хиггса мы откроем машину времени: версия

Большой адронный коллайдер может, по мнению некоторых американских ученых, послужить машиной времени, пишет германский журнал Spiegel.

Частицы, возникающие при столкновении, способны нести информацию в прошлое, считают исследователи из Университета Вандербильта. "Наша теория - чистая спекуляция. Но она не противоречит законам физики", - говорит Томас Уэйлер. Машина времени стала бы побочным продуктом охоты за бозоном Хиггса. На след этой таинственной частицы, придающей материи ее массу, ученые пытаются выйти при столкновении протонов в коллайдере.

Некоторые теоретики предсказывают обнаружение не только бозонов Хиггса, но и синглета Хиггса. А эта частица, по словам Уэйлера, должна обладать способностью перемещаться в будущее или прошлое, говорится в статье, содержание которой излагает сайт InoPressa.ru.

"Поскольку путешествия во времени ограничены этими частицами, человек не может отправиться в прошлое и убить своего отца или мать до своего рождения", - считает он. Но если ученым удастся управлять производством синглетов Хиггса, вероятно, стало бы возможным отправлять послания в прошлое или будущее и таким образом, например, предупреждать родственника о несчастном случае, в результате которого тот погиб.

Но, по мнению некоторых коллег, данную теорию вряд ли следует воспринимать всерьез. "Путешествия в прошлое существующих частиц в физике невозможны", - утверждает Дитер Люст из Физического института имени Макса Планка. Хотя соответствующие математические решения в уравнениях Эйнштейна присутствуют, физика их принять не может в силу "принципа причинности в физике".

Уэйлер рассматривает этот вопрос несколько иначе. "Доказанного закона причинно-следственной связи не существует. Для меня логика математики сильнее человеческой логики", - говорит он.

Предполагаемые Уэйлером путешествия во времени синглетов Хиггса основываются на так называемой М-теории. Согласно ей существуют не только известные нам три измерения - включая время, их должно быть десять или одиннадцать. Наш трехмерный мир образует в них так называемую гиперплоскость, т.е. объекты, имеющие более низкое измерение, чем пространство, в котором они находятся.

"Это можно себе представить на примере поверхности шара в трехмерном пространстве. Для живого существа, которому ведомы только два измерения и находящегося на поверхности шара, расстояние между двумя пунктами будет длиннее, чем для всех тех, кому известны три измерения. Чтобы достичь точки на противоположной стороне шара, ему придется все время находиться на поверхности. А существо, владеющее третьим измерением, может достичь противоположной точки, пройдя сквозь шар", - утверждает Уэйлер.

Несмотря на сомнения в его теории, Уэйлер предлагает целенаправленно искать синглеты Хиггса. По его расчетам, они могли бы преодолевать в коллайдере расстояние в 10 метров быстрее скорости света. "Так что пока речь идет о путешествии во времени протяженностью примерно в одну пикосекунду", - пишет в заключение автор. Пикосекунда - это 10 в -12-й степени секунд. За такие промежутки времени успевают происходить только атомно-молекулярные явления, сообщает в своей лекции, опубликованной на сайте "Элементы большой науки", кандидат физико-математических наук Игорь Иванов.

Вселенная пронизана множеством "божественных частиц", выяснили ученые в ходе эксперимента

Время публикации: 15 июня 2010 г., 10:56

Американские ученые еще на шаг приблизились к разгадке феномена "божественной частицы" - теоретически предсказанного элемента, благодаря которому, как считается, материя приобретает массу и тем самым существует в форме. Эксперименты, проведенные на ускорителе элементарных частиц "Теватрон" - втором по мощности и главном конкуренте Большого адронного коллайдера в Швейцарии, подтвердили, что таких "божественных частиц" как минимум пять, а не одна.

Эти данные ведут к открытию новых законов физики, за гранью принятой ныне теории, известной как Стандартная модель взаимодействия элементарных частиц, сообщает BBC. Гипотезу "божественной частицы", называемой в науке "бозоном Хиггса", предложил в 1960-е годы английский профессор Питер Хиггс. Он предположил, что Вселенная пронизана незримым полем, проходя сквозь которое некоторые элементарные частицы "обрастают" субатомическими "бозонами", обретая тем самым массу, другие же - например, фотоны (частицы света, не имеющие массы) - остаются необремененными.

При этом, по одной из версий, бозоны не однотипны. На то, что разновидностей "божественных частиц" может быть минимум пять, указывают результаты эксперимента DZero, проведенные на "Теватроне" в Национальной ускорительной лаборатории им. Энрико Ферми в штате Иллинойс.

Согласно этим результатам, при столкновении протонов и антипротонов образуется на 1% больше частиц материи, чем антиматерии. Все сущее появилось и остается именно благодаря этой асимметрии. Если бы материя и антиматерия образовывались в равных количествах, это вело бы к их взаимоуничтожению.

Как считают ученые, этот показатель асимметрии объясняется наличием нескольких разновидностей бозонов Хиггса - минимум пяти, имеющих одинаковую массу, но различные электрические заряды. Три бозона - нейтральны, один имеет положительный заряд, и еще один - отрицательный.

Впрочем, до сих пор физикам приходится ограничиваться лишь теорией - экспериментально "божественных частиц" получить пока не удалось. Их поиск является основной целью Большого адронного коллайдера, при помощи которого ученые надеются воссоздать условия, существовавшие 13 миллиардов лет назад после Большого взрыва. По одной из версий, такой взрыв привел к возникновению Вселенной.

Предположения о том, что "божественная частица" создает всю массу Вселенной, вызвали страхи, что искусственное ее получение может вызвать цепную реакцию непроизвольного роста массы с появлением черной дыры, куда якобы затянет все живое, приведя к его уничтожению.

Что же касается Стандартной модели теоретической физики, которую могут пошатнуть результаты экспериментов на коллайдерах, то уже разработаны ее расширения, в которые эти результаты в принципе могут укладываться. Ученые подчеркивают, что Стандартная модель - это тоже по сути только теория, поэтому она не может быть утвержденным "эталоном". К тому же в ней есть ряд серьезных изъянов: например, она не объясняет гравитацию, а также так называемую темную материю, из которой на четверть состоит Вселенная.