Астрономы открыли самый далекий на этот момент протокластер галактик

Когда вселенной было около 350 миллионов лет, в ней царила тьма. Не было ни звезд, ни галактик, только нейтральный газ - в основном водород, реликт Большого взрыва. Этот туманный период начал проясняться и рассеиваться, когда атомы объединились, чтобы сформировать первые звезды и квазары. Это возбуждало газ и позволяло фотонам высокой энергии свободно перемещаться в космосе.

Пространственное распределение 16 протокластеров, подтвержденных спектроскопически. © Carnegie Institution for Scienc

Эта эпоха, известная как эпоха реионизации, длилась около 370 миллионов лет, и первые крупные структуры во вселенной стали появляться в виде групп или скоплений галактик.

Международная группа астрономов из консорциума LAGER (Lyman Alpha Galaxies in the Epoch of Reionization) в ходе своих исследований обнаружила самое дальнее и плотное скопление галактик, которое когда-либо наблюдалось - так называемый протокластер. Группу возглавляют Леопольдо Инфанте (директор Обсерватории Лас Кампанас (LCO) Научного института Карнеги) и аспирант Хорхе Гонсалес-Лопес. Это исследование, опубликованное в журнале Nature, открывает новые пути понимания эволюции областей с высокой плотностью во вселенной и галактик, из которых они состоят.

«Мы обнаружили протокластер, наблюдаемый в период, когда возраст вселенной составлял менее шести процентов от ее нынешнего возраста, то есть очень близко к концу эры реионизации. Это наиболее далекий протокластер галактик, известный на сегодняшний день, подтвержденный спектроскопией. Оценка вовлеченной массы предполагает, что сегодня это представляет собой массивное скопление галактик, подобное знаменитому скоплению Кома в ближней вселенной», - пояснил Инфанте.

Для исследовательской работы использовалась камера темной энергии (DECam) на 4-метровом телескопе Victor M. Blanco Межамериканской обсерватории Серро Тололо (CTIO) в Чили. Это исследование представляет собой программу Национального научного фонда (NSF) NOIRLab.

Затем было выполнено подтверждение кандидатов в галактики с использованием спектров, полученных с помощью 6,5-метровых телескопов Magellan в обсерватории Лас-Кампанас, причем наряду с тщательной обработкой и анализом данных. По словам Инфанте, условия в обсерватории Лас Кампанас позволяют проводить глубокие наблюдения даже очень слабых объектов с высоким разрешением.

«Телескопы Magellan с их активной адаптивной оптикой и чрезвычайно чувствительными спектрографами позволяют нам наблюдать галактики, свет которых испускался уже через 750 миллионов лет после Большого взрыва», - говорит Инфанте.

В ходе сканирующего поиска LAGER ученые пытаются понять физику во время реионизации, но применительно к образованию и эволюции галактик. «Это исследование крайне важно, потому что оно описывает состояние материи во вселенной во время реионизации, когда формировались галактики. Открытие этого самого далекого протокластера позволяет не только изучить отдельные галактики, но и понять, как во вселенной образуются скопления и структуры галактик. В то же время оно раскрывает изначальные условия для формирования структур», - добавил Инфанте.

На данный момент исследование LAGER обнаружило уже десятки галактик, свет которых излучался уже тогда, когда вселенной было всего около 750 миллионов лет. Чтобы понять физические условия материи во вселенной в этот период времени, исследователям необходимо увеличить количество наблюдаемых галактик как минимум в десять раз.

«Мы будем изучать больше этих галактик с помощью 4-метрового телескопа Blanco и 6,5-метрового телескопа Magellan, пока не достигнем необходимой статистической точности. Мы уверены, что в ходе исполнения этого проекта найдем много друг х интересных объектов, например, протокластер, подобный уже обнаруженному в этом исследовании», - заключил директор LCO.