Черная дыра вместо солнца: благоприятные для жизни зоны вокруг черных дыр возможны

Из-за их света и энергии звезды, подобные нашему Солнцу, принято считать источником жизни. Если планета обращается вокруг звезды в пределах правильного диапазона расстояний до звезды, то есть в так называемой потенциально обитаемой зоне, то там может существовать вода в жидком виде, которая и составляет основу для известной нам формы жизни, к которой принадлежим мы сами. Но все больше астрофизиков склоняются сейчас и к возможности того, что планеты могут также вращаться не только вокруг звезд, а и вокруг черных дыр.

Результаты нового исследования показали, что «благоприятные для жизни зоны» могут существовать и вокруг черных дыр, внутри которых планеты вращаются вокруг этих дыр по стабильным орбитам и получают достаточно энергии от своего «черного солнца», чтобы там могла существовать жизнь, даже если ее формы чем-то отличаются от земных форм жизни.

Символической изображение: Планета вращается вокруг сверхмассивной чёрной дыры - кадр из фильма «Интерстеллар». © Paramount/Warner Brothers/The Kobal Collection

В исследовании, предварительно опубликованном на предпечатном ресурсе Arxiv.org, Павел Пакала, Ян Дочекал и Сузана Туронова из Исследовательского центра теоретической физики и астрофизики (RCTPA) при Силезском университете (Чехия) объясняют, как они проанализировали термодинамику гипотетических экзопланет на очень низких так называемых орбитах Кеплера в непосредственной близости от быстро вращающихся черных дыр.

Если предположить, что они действительно существуют, то такие экзопланеты черных дыр нагревались бы сильно смещенным в голубом спектре и сфокусированным потоком поступающего космического микроволнового фона (CMB) и охлаждались бы холодной частью локального неба, к которой, наряду с прочим, включает в себя и тень от черной дыры.

Таким образом, «там должна существовать разность температур, которая, подобно взаимодействию между днем ​​и ночью на Земле, может включать на каких-то из предполагаемых гипотетических планет чёрных дыр процессы, на основе которых могут существовать и процветать формы жизни, пусть даже не известные нам», - утверждает трио исследователей.

Согласно расчетам ученых, если орбиты Кеплера вокруг очень быстро вращающейся сверхмассивной черной дыры достаточно низки, вокруг нее существует «обитаемая зона», которая соответствует привычным нам обитаемым зонам вокруг нормальных звезд.

Минимальная масса черной дыры, которая вписывалась бы в параметры рассчитанных базовых требований и могла бы дать возможность экзопланетам земного типа в «благоприятной для жизни зоне» их черной дыры создать соответствующие условия, а также при этом могла бы противостоять могучим приливным силам, была определена методом расчетов в 1,63 х 108 м³ солнечных масс.

«Таким образом, термодинамика экзопланет вокруг таких черных дыр не исключает в принципе существования жизни даже на основе известной нам биологии», - заключает Пакала. Но при этом и сами авторы считают вероятность того, что хрупкие условия существования такой планеты, расположенной вокруг подходящей под предварительные условия черной дыры, довольно низкой. Но, говорят они, вероятность их полностью исключать все же не стоит.