Juno наблюдает активные вулканы на юпитерианской луне Ио

Команда исследователей во время 17 пролета космического зонда Juno возле газового гиганта сделала новые снимки облака вулканического извержения на юпитерианской луне Ио. 21 декабря 2018 года, во время зимнего солнцестояния, четыре камеры на борту космического зонда Juno сделали снимки естественного спутника Юпитера Ио, самого вулканически активного небесного тела Солнечной системы. Системы камер JunoCam, Stellar Reference Unit (SRU), Jovian Infrared Auroral Mapper (JIRAM) и Ultraviolet Imaging Spectrograph (UVS) наблюдали за Ио на протяжении более часа. При этом особое внимание было уделено полярным регионам луны, а сами результаты показали активные и продолжающиеся извержения вулканов.

Камера-телескоп JunoCam сделала этот снимок вулканического облака на спутнике Юпитера Ио 21 декабря 2018 ода с расстояния 300 тысяч километров. © Image Courtesy of NASA / SwRI / MSSS

«Мы знали, что в ходе мультиспектральной наблюдательной кампании вступаем на путь исследований практически неведомого полярного региона Ио. Но никто из нас не мог ожидать, что нам повезет напрямую наблюдать, как активное облако от вулканического извержения выбрасывает материал с поверхности этой луны», - заявил Скотт Болтон, ведущий научный сотрудник миссии Juno и вице-президент отделения космических наук и техники Юго-Западного научно-исследовательского института (SwRI). - «И это наилучший новогодний подарок, который однозначно показал, что Juno способен видеть вулканические облака».

Первые снимки были сделаны камерой JunoCam 21 декабря 2018 года в 12:00, в 12:15 и в 12:20 по Гринвичу, после чего Ио ушел в тень Юпитера. Снимки показывают Ио наполовину освещенным с ярким пятном почти за терминатором - границей дня и ночи.

«Поверхность находится уже в тени, но верхняя часть облака позволяет ему отражать солнечный свет - подобно горным вершинам или облакам, отражающим лучи после захода солнца на Земле», -объясняет Кэндис Хансен-Кохарчек из Института планетарных наук, руководитель JunoCam.

Этот снимок Ио инструмент SRU сделал вскоре после входа Ио в тень Юпитера 21 декабря 2018 года. © Image Courtesy of NASA / JPL-Caltech / SwRI

В 12:40 UTC, когда Ио полностью погрузился в темноту позади Юпитера, отражавшийся от близкой юпитерианской луны Европы солнечный свет помог осветить Ио и его вулканическое облако. Снимки инструмента SRU показывают, как Ио был мягко освещен лунным светом Европы. Считается, что самая яркая структура на Ио - это проникающая радиационная сигнатура, напоминающая о роли этой луны в поддержании радиационных поясов Юпитера.

Другие же структуры показывают свечение разных активных вулканов. «SRU была создана как камера для наблюдения за звездами, поэтому за Ио она может наблюдать исключительно при условии слабой освещенности. 21 декабря нам представилась уникальная возможность наблюдать за вулканической активностью Ио с помощью SRU, при этом в качестве источника света использовался лунный свет Европы», - радуется Хайди Беккер из Лаборатории реактивного движения NASA, руководитель программы радиационного мониторинга Juno.

Инструмент JIRAM регистрирует тепловое излучение в длинном волновом диапазоне и обнаруживает горячие точки как при дневном свете, так и ночью. «Хотя юпитерианские луны и не являются основными целями прибора JIRAM, мы используем такую возможность для наблюдений, когда пролетаем вблизи от одной из них», - говорит Альберто Адриани, исследователь Национального института астрофизики Италии. - «Инструмент очень чувствителен в инфракрасном диапазоне волн, то есть великолепно подходит для исследования вулканизма. И этот снимок один из лучших, которые были сняты камерой JIRAM».

Инструмент JIRAM зарегистрировал 21 декабря 2018 года на Ио несколько областей с очень высокой температурой. © Image Courtesy of NASA / JPL-Caltech / SwRI / INAF

Новые снимки могут обеспечить новые знания о взаимодействиях газового гиганта с его пятью (крупнейшими) лунами, которые и являются причиной таких феноменов, как вулканическая активность на Ио или замерзание атмосферы луны во время затмения. А недавно JIRAM задокументировал вулканическую активность на Ио до и после затмения.

Вулканы Ио были открыты в 1979 году космическим зондом NASA Voyager 1. Гравитационное взаимодействие Ио с Юпитером приводит в движение вулканы на этом естественном спутнике, которые испускают похожие на зонтики облака двуокиси серы и создают обширные базальтовые поля лавы.

Новые снимки Ио были сделаны практически на экваторе миссии, которая до 2021 года должна составить полную карту Юпитера. Juno был запущен в 2011 году, а в 2016 году он достиг орбиты Юпитера. Космический зонд делает один оборот вокруг Юпитера за 53 дня и исследует его полярные сияния, его атмосферу и его магнитосферу.

Работающий на солнечной энергии зонд Juno несет на себе также инструменты для исследования внутренней структуры Юпитера.