"Окольцованный" белый карлик поставил перед астрономами загадку

Эта звезда явно не вписывается в схему. Астрономы обнаружили очень старого белого карлика, который поставил их перед загадкой. А все дело в том, что звездный реликт возрастом около трех миллиардов лет предположительно имеет сразу два кольца. И что странно: ведь на самом деле такие кольца просто не могут существовать возле очень старых белых карликов, так как плотные остатки звезды уже давно должны были бы их поглотить. И почему в этом случае кольца все же существуют, теперь стараются понять астрономы.

У белого карлика J0207 по причине его почтенного возраста не должно быть никаких колец. Но он обладает, очевидно, сразу двумя. © NASA Goddard Space Flight Center/Scott Wiessinger

Белые карлики - это то, что остается от подобных Солнцу звезд в конце их жизненного цикла. И у нашего Солнца тоже неизбежно наступит такой конец. После того, как такая звезда раздувается в красного гиганта, она сбрасывает свои оболочки, после чего остается лишь сильно сжатое и плотное звездное ядро - белый карлик. Если вокруг звезды вращаются планеты или астероиды, они обычно пожираются звездой в фазе красного гиганта. А то, что остается, разрывается под действием силы тяжести белого карлика и может образовывать кольца пыли и обломков - пока они также не будут притянуты и не упадут на поверхность этого карлика.

Случайная находка в рамках научного проекта Citizen

Но теперь астрономы обнаружили белого карлика, который выпадает из этой схемы. Немецкий астроном-любитель Мелина Тэвено выследила его в рамках проекта Citizen Science "Backyard Worlds". Она обнаружила крошечную точку света в инфракрасных данных космического телескопа NASA WISE - и поначалу предположила, что это коричневый карлик.

Но когда астрономы более внимательно посмотрели на объект с помощью телескопа Keck на Гавайях, они определили его истинную природу. Это оказался белый карлик, удаленный от нас примерно на 145 световых лет. По спектру его света исследователи определили температуру «звездного трупа» - около 5800 градусов. Поскольку белые карлики со временем продолжают остывать, по температуре удалось определить и его возраст: около 3,1 миллиарда лет.

Избыточное излучение и два пылевых кольца

Но вот что странно. Хотя этот белый карлик уже довольно стар и холоден, от него исходит необычайно сильное инфракрасное излучение. В поисках объяснения, исследователи более тщательно исследовали окрестности этого белого карлика, получившего обозначение J0207. «Сначала мы попытались найти близлежащее космическое тело, что могло бы объяснить этот избыток», - рассказали Джон Дебес из Научного института космического телескопа и его коллеги.

Белый карлик J0207 в видимом и в инфракрасном свете. © Digitized Sky Survey/WISE/NEOWISE, Aaron Meisner (NOAO)

Но вместо этого, астрономы обнаружили нечто другое: белый карлик оказался обладателем сразу двух пылевых колец. Вот только это никак не вписывается в общепринятую теорию. Дело в том, что теория предполагает, что все обломки и остатки пыли возле таких древних звездных реликтов уже давно должны бы были быть притянутыми к ним и поглощены звездным останком. А J0207 как минимум в три раза старше любого другого белого карлика, возле которого обнаруживались пылевые кольца.

Слишком старый для колец

Так откуда же взялась эта пыль? Эта загадка заставила астрономов задуматься. Известно, что иногда при стечении обстоятельств к белым карликам могут приближаться астероиды или планетезимали, которые под действием гравитации разрываются на мелкие кусочки. Но даже кольца из остатков таких объектов держатся недолго и тоже поглощаются реликтом звезды. Астрономы говорят, что даже среди намного более молодых белых карликов лишь у одного-четырех процентов имеются пылевые диски.

«Существующие модели, описывающие перенос материала в зону разрушительных приливных сил белого карлика, не могут объяснить, как могли бы образовываться такие пылевые кольца у белых карлика, возраст которых превышает даже один миллиард лет», - заявляют исследователи. - «Но, если подтвердится и второе пылевое кольцо, это станет первым известным случаем двухкомпонентной кольцевой системы вокруг пыльного белого карлика».

Пока что загадка остается

Открытие этого необычного белого карлика заставляет теперь астрономов переосмыслить свои модели - и искать другие возможные объяснения. Исследователи надеются, что будущие наблюдения с помощью космического телескопа James-Webb помогут разгадать эту головоломку. Но пока что придется набраться терпения: телескоп будет запущен в космос не ранее 2021 года.