Ученые рассказали о двойной опасности для космонавтов

Внутричерепное давление и риск развития рака - эти две опасности, которым подвергаются космонавты при пребывании в космосе, давно известны. Но два новых исследования помогают лучше эту опасность оценить.

Эти исследования подтверждают, что путешествия в дальний космос для людей достаточно вредны. Изучение показывает, что объем мозга в условиях невесомости изменяется, что в долгосрочной перспективе может привести к проблемам со зрением, двигательным расстройствам и потере памяти. С другой же стороны, возрастает вероятность смерти от рака, по крайней мере, если надолго оказаться без защиты магнитного поля Земли.

Это, конечно, не новость - оба эффекта уже хорошо известны ученым. Тем не менее, недавние исследования позволяют лучше оценить их масштабы.

Чем дальше, тем больше людей будет летать в космос. © lexaarts / Getty Images / iStock

Ларри Крамер из Техасского университета и его коллеги отправили одиннадцать космонавтов на диагностику с помощью МРТ до и после длительного пребывания на Международной космической станции. Исследование показало, что фактически мозг и мозговая жидкость после космического полета занимали примерно на два процента больше объема, чем раньше, сообщают исследователи в специализированном журнале Radiology. Кроме того, наблюдалось расширение и белого мозгового вещества. Также у некоторых космонавтов наблюдается деформация гипофиза, который регулирует гормональную систему.

Такие изменения могут объяснить, почему около 60 процентов всех космонавтов МКС испытывают проблемы со зрением во время их пребывания на станции: По всей видимости, увеличение объема мозга создает давление на зрительный нерв. В исследовании, проведенном командой Крамера, деформация мозга сохранялась даже через год после приземления. Без принятия контрмер это может привести к острым проблемам, если люди будут находиться в космосе несколько лет, особенно при межпланетных перелетах.

Другой эффект, который отслеживала команда во главе с Майклом Вейлом из Университета штата Колорадо, имеет другие возможные долгосрочные последствия. В исследовании с 1850 мышами ученые изучали, как животные реагируют на бомбардировки тяжелыми атомными ядрами. Эти частицы в космосе вездесущи; они происходят от отдаленных взрывов сверхновых и сдерживаются магнитным полем Земли - соответственно, в деталях об их воздействии на организм известно крайне мало.

Предыдущие оценки радиационной опасности при космических полетах основывались главным образом на исследованиях, проводившихся на оставшихся в живых после атомной бомбардировки в Хиросиме и Нагасаки. Но в том случае люди в первую очередь подвергались воздействию гамма-излучения, которое повреждает ткани совсем не так, как тяжелые атомные ядра. Также жертвы атомной бомбардировки получили большое количество радиации в течение короткого времени. Но в организмах космических путешественников облучение будет накапливаться в течение длительного периода времени.

Тем не менее, за отсутствием иного, оценки Хиросимы и Нагасаки, по-видимому, могут использоваться для определения радиационного риска для космонавтов, заключают Вейль и его команда в журнале Science Advances: подопытные мыши заболевали раком настолько часто, как и следовало ожидать на основе моделей атомной бомбардировки. Кроме того, очень разнообразная генетически экспериментальная группа показала широкий спектр возникших различных опухолей - это тоже совпадает с предыдущими предположениями. В целом же, пишут исследователи, около трех процентов участников экспедиции на Марс в конечном итоге умрут от опухолей, вызванных космической радиацией. Такой вот оптимизм...