Специалисты Государственного ракетного центра им. Макеева предложили возобновить работы по созданию многоразовой одноступенчатой ракеты с вертикальным взлетом и посадкой «Корона». Об этом говорится в докладе предприятия, который будет представлен на Академических чтениях по вопросам космонавтики.
«Проведены технико-экономические исследования и разработан эффективный график разработки ракеты-носителя.
Исследованы необходимые условия создания ракеты-носителя и проанализированы перспективы и результаты как разработки, так и эксплуатации предлагаемого средства выведения», – говорится в документе.
Сообщается, что «ракета должна будет иметь стартовую массу 280-290 тонн и будет предназначаться для выведения полезных грузов массой до 7 тонн при традиционном использовании или до 12 тонн при специальной схеме выведения на низкие околоземные орбиты (с территории России – до 6 тонн и до 11 тонн соответственно), при условии использования многоразовых разгонных блоков полезная нагрузка может доставляться на высоту до 10 тыс. километров и возвращаться обратно на Землю, после чего повторный старт можно будет осуществить уже спустя сутки».
Носитель предлагается оснастить высокоэффективным маршевым двигателем для одноступенчатых ракет, а в качестве основного конструкционного материала выбран углепластик, «эффективность применения которого при строительстве одноступенчатых ракет была проверена рядом проектных исследований».
Специалисты уточнили, что носитель будет использовать только экологически чистые компоненты топлива – кислород и водород.
"Корона" может использоваться в интересах пилотируемой космонавтики при строительстве модульных орбитальных станций и для доставки грузов к ним или на МКС. Проведено сравнение с ранее созданными образцами многоразовой космической техники и доказана корректность проведенных проектных проработок и высокая вероятность успешного создания данной ракеты ("Корона") – сообщили на предприятии.
Разработка ракеты «Корона» велась центром с 1992-го по 2012 г. Работы были прекращены из-за отсутствия финансирования.
КОРОНА | |
РН «КОРОНА» — общий вид | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | Россия |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | ОАО «ГРЦ Макеева» |
Изготовитель | - |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 1 |
Длина | ≈30 м (?) |
Диаметр | ≈10 м (?) |
Стартовая масса | ≈300 т |
Масса полезной нагрузки | |
— на НОО | ≈7 тонн (опорная орбита — высота 200 км, наклонение 0°). |
История запусков | |
Состояние | разработка приостановлена |
Первая ступень | |
Маршевый двигатель | жидкостный реактивный двигатель внешнего расширения с центральным телом |
Тяга | 400—450 т (у земли) (?) |
Горючее | водород |
Окислитель | жидкий кислород |
«КОРОНА» ракета-носитель (РН) — многоразовая одноступенчатая ракета-носитель с вертикальным взлётом и посадкой.
Одноступенчатые многоразовые ракеты-носители могут стать итогом развития околоземной космонавтики. До 90-х годов XX века отсутствовала материально-техническая возможность создания подобных носителей — для выхода на низкую околоземную орбиту требуется характеристическая скорость (скорость операции выведения в сумме со всеми потерями: гравитационными, аэродинамическими и т.д) не менее 8,5 км/с. По формуле Циолковского легко посчитать, что для кислородно-водородных двигателей, при скорости истечения около 4500 м/с, требуется совершенство конструкции не менее 0,15 (отношение сухой массы к массе заправленной ракеты). И это — без учёта массы полезного груза и затрат топлива на возвращение. В начале XX века Циолковский К. Э., осознав трудности современной ему инженерии в создании ракет с подобным совершенством, придумал «ракетные поезда» (многоступенчатые ракеты-носители). Применение современных материалов и технологий должны позволить реализовать идею одноступенчатого носителя без отделяемых частей.
Основные сведения
Разработка
Разработка велась ОАО «ГРЦ Макеева» с 1992 по 2012 год. Уровень проведённых работ соответствует предэскизному. Были проведены проектные проработки, создана концепция разработки РН, определены ключевые технические и технологические решения. По состоянию на 2013 год работы свёрнуты ввиду отсутствия источников финансирования.
Технические данные
Предназначена для выведения космических аппаратов (КА) и КА с разгонных блоков (РБ) на низкие околоземные круговые орбиты высотой 200—500 км. Стартовая масса около 300 т. Масса полезной нагрузки (ПН) до 7 т, в зависимости от широты старта, наклонения и высоты формируемой опорной орбиты (в некоторых источниках упоминается «специальная схема выведения» при которой РН может выводить до 11—12 т, подробности неизвестны). Топливо кислород/водород. Маршевый двигатель внешнего расширения с центральным телом (модульная камера сгорания) — близок по конструкции двигателям серии J-2T (см. статью J-2) Рокетдайн, разработчик двигателя ракеты неизвестен. Особенностью компоновки является конусообразный корпус РН и расположение отсека ПН в центральной части ракеты-носителя. При возвращении на Землю РН, управляемая реактивными двигателями малой тяги, производит активное маневрирование с помощью подъёмной силы корпуса в верхних слоях атмосферы для выхода в район космодрома. Взлёт и посадка осуществляется с применением упрощенных стартовых сооружений с взлётно-посадочной площадкой. Старт и посадка с применением взлётно-посадочных амортизаторов размещенных в кормовой части. РН подобного типа можно использовать для запусков с морских платформ, поскольку она не нуждается во взлётной полосе для посадки и может использовать одну и ту же площадку для взлёта и посадки.
РН КОРОНА на взлётно-посадочной площадке космодрома (иллюстрация) | РН КОРОНА в орбитальном полёте с закрытым отсеком полезной нагрузки (иллюстрация) |
Стоимость разработки
По разным сведениям стоимость разработки РН оценивается от 2,1 до 3,0 млрд долл. в ценах 2012 года. Если эта информация верна, РН могла бы составить серьезную конкуренцию современным одноразовым средствам выведения
Свежие комментарии