Древнейший земной камень лежал… на Луне

Около 50 лет назад миссия «Аполлон-14» доставила на Землю лунные каменные породы, которые до сих пор изучаются учеными. И эти образцы преподносят интереснейшую информацию о самой ранней истории нашей планеты.

Наш естественный спутник возник, когда протопланета размером приблизительно с Марс столкнулась с Землей, вследствие чего часть расплавленных каменистых пород была выброшена в космическое пространство. И именно из этой остывающей массы сформировался тогда наш спутник – это, как минимум, один из наиболее распространенных и общепринятых тезисов, объясняющих образование Луны.

Но и после этого глобального события Земля подвергалась многочисленным ударам из космоса, вследствие которых неоднократно вышвыривались земные камни. По крайней мере, один такой осколок приземлился на тогда еще более близкую Луну, а астронавты миссии «Аполлон-14» подобрали его в числе огромного множества других образцов и вернули на Землю. Проведенный более чем через 40 лет после окончания той миссии анализ предоставил доказательства того, что этот камень может представлять собой самый старый метеорит земного происхождения на сегодня, и даже, возможно, самый старый земной камень из всех когда-либо зарегистрированных. Об этом в журнале Earth and Planetary Science Letters написали Джереми Белуччи из Шведского музея истории природы и его команда.

Образец лунного грунта в Хьюстонском хранилище. © NASA

В этом изученном образце породы ученые обнаружили фрагмент размером примерно два грамма, состоящий из кварца, полевого шпата и циркония — минералов, которые очень часто встречаются на Земле, но практически отсутствуют на Луне, что показали другие образцы, доставленные миссиями «Аполлон». К тому же химический анализ показал, что исследованный фрагмент кристаллизовался в таких условиях, которые преобладали на молодой Земле 4–4,1 миллиарда лет назад, но никогда не существовали на Луне. Вероятнее всего, этот камень сформировался в мантии Земли на глубине около 20 километров, а уже впоследствии метеорит выбил его из планеты и отправил в путешествие на Луну. После столкновения новые удары, которым подвергся камень, привели к тому, что он частично расплавился, деформировался и, наконец, пролился, погрузившись под лунную поверхность. А примерно 26 миллионов лет назад еще один метеоритный удар заставил камень снова «всплыть» на поверхность, когда он оказался в 340-метровом кратере, где его и обнаружили астронавты в 1971 году.

И если все эти данные и происхождение окончательно подтвердятся, то «образец Apollo 14321» действительно относится к древнейшим из известных земных пород. Приблизительно столь же древними являются остатки формации Идивхаа в Канаде, которая, как считают геологи, возникла 4,02 миллиарда лет назад. Еще раньше мог возникнуть пояс зеленых камней Nuvvuagittuq, также находящийся в Канаде, возраст которого может составлять до 4,4 миллиарда лет. Правда, данные в отношении возраста еще спорны и полностью не подтверждены. При этом стоит отметить, что на Земле практически не сохранились еще более древние породы, так как они уже разрушились различными геологическими процессами. А вот с Луны были доставлены различные породы, которые более древнее встречающихся на Земле.