Уникальное фото показывает мощные штормы на ледяном северном полюсе Марса

Марсианский зонд Европейского космического агентства сделал впечатляющие снимки покрытого льдом северного полюса Марса.

Европейский марсианский зонд Mars Express. © ESA

Уже давно известно, что полюса Красной планеты частично покрыты льдом. А зимой температура там опускается ниже -125 градусов по Цельсию. И вот теперь были опубликованы впечатляющие снимки, демонстрирующие обширные штормовые ветра на северном полюсе Марса, которые были сделаны марсианским зондом ESA, который называется Mars Express.

Снимки были сделаны еще летом 2006 года, но опубликованы они были Европейским космическим агентством почему-то только сейчас. Фотография сделана стереокамерой зонда Mars Express высокого разрешения (HRSC).

Ветра на марсианском северном полюсе

Известные как катабатические ветры, эти ветры перемещают холодный, сухой воздух под действием силы тяжести и часто возникают в более высоких областях, таких как ледники или заснеженные плато.

Фото показывает ураганы на северном полюсе Марса. © ESA/DLR/FU Berlin , CC BY-SA 3.0 IGO

Далее ветры текут и спускаются в более низкие и теплые районы, такие как долины и впадины. Когда ветры движутся, действует так называемая инерционная сила Кориолиса, заставляя их отклоняться от прямой траектории и формировать спиральную структуру.

Марсианский лед представляет огромный интерес

Покрытые льдом районы Марса представляют для ученых очень большой интерес. Считается, что информация об истории Красной планеты хранится именно во льду, который может предоставить информацию и о предыдущем климате Марса.

Карта северного полюса Марса. © NASA MGS MOLA Science Team

Марсианский орбитальный модуль Mars Express ESA был запущен в июне 2003 года и достиг планеты 25 декабря 2003 года. Основная задача этой долгосрочной миссии - составить полную карту Марса и изучить его атмосферу и поверхность.

Лунные дома из камня и… мочи

Не только туалетная бумага может быть важным и ценным продуктом. Иногда даже субстанция, для одной из которых эта туалетная бумага предназначена, может раскрыть свой совершенно немыслимый потенциал. Самое новое и невероятное применение: лунный бетон из мочи астронавтов.

Ученые рассматривают разные варианты материалов для строительства баз на Луне и других планетах. © ESA, Foster and Partners

Строительство лунной базы - это настоящий логистический кошмар: транспортировка десятков тысяч тонн бетона на Луну громоздка и чрезвычайно дорога - каждый килограмм материала обойдется чуть менее чем в 20 000 евро.

А это значит, что значительно выгоднее изготавливать строительное вещество прямо на месте стройки. Камней на Луне имеется предостаточно. Из них могут быть получены геополимеры неорганических материалов, которые характеризуются особой стабильностью и долговечностью и, таким образом, представляют собой идеальный базовый материал. К сожалению, на Луне имеется явный дефицит воды, и поэтому ситуация выглядит не такой уж и перспективной - отсутствует пластификатор. И вот теперь команда ученых из ESA под руководством Шимы Пилехвар, похоже, нашла для этих целей подходящее, обильное и постоянно возобновляемое сырье. В специальном журнале Journal of Cleaner Production они опубликовали результаты своих экспериментов с мочевиной (лат. Urea), важным компонентом человеческой мочи.

Мочевина способна расщеплять молекулы водорода и снижать вязкость жидкостей - короче говоря: она позволить им даже при низком потреблении воды течь менее вязко. Исследователи в лабораторных условиях проверили, насколько хорошо это работает применительно к строительным материалам. В отсутствие настоящих лунных камней они использовали искусственный полимер, разработанный Европейским космическим агентством ESA, часть которого они смешали с мочевиной, а часть с другими пластификаторами. Из этой смеси с использованием 3D-печати были изготовлены небольшие цилиндры, и различные слои были наложены друг на друга (см. фото). Такой способ был выбран потому, что будущая лунная среда обитания людей также должна быть создана с помощью такой трехмерной печати, чтобы минимизировать участие человека в строительных работах и, таким образом, снизить опасность для космонавтов.

Образцы лунного бетона. Используя 3-D принтер, исследователи напечатали и сравнили несколько слоев лунного бетона. Оба образца содержат три процента пластификатора: мочевину (слева) и наиболее распространенный пластификатор нафталин (справа). © Shima Pilehvar et al. / Journal of Cleaner Production

По сравнению с обычными пластификаторами, такими как нафталин и поликарбоксилат, мочевинный бетон хорошо показал себя во всех нагрузочных испытаниях. Оказалось, что маленькие цилиндры смогли не только выдержать килограмм веса без деформации; прохождение нескольких циклов замораживания и оттаивания сделало их еще прочнее. Пилевар и ее команда собираются на следующем этапе исследовать более экстремальные колебания температуры, а также продолжить исследования в новом направлении: Насколько хорошо мочевинный бетон справится со своими задачами в вакууме? Сможет ли он защитить обитателей базы от метеоритных дождей и космического излучения? Также остается пока открытым вопрос о том, как будет мочевина извлекаться из мочи, и необходимо ли это вообще, потому что, возможно, и другие компоненты мочи, особенно вода, также могут способствовать стабильности новой лунной базы. Так что вполне вероятно, что будущие астронавты будут мочиться с пониманием того, что это поможет расширить их жизненное пространство на Луне.

ESA и "Роскосмос" перенесли запуск миссии "ExoMars" на два года