На орбите у космонавтов кровь в шейных венах нередко течет в неправильном направлении

Как показывает новое исследование, пребывание в космосе оказывает значительное влияние на кровоток. И полученные результаты выглядят весьма тревожно.

Космонавты на орбите зачастую подвергаются самым неожиданным опасностям. Фото: NASA

Для нового исследования, проведенного NASA, был изучен кровоток в яремных венах у 11 астронавтов. С помощью ультразвукового сканирования на Земле перед каждой миссией и последующих сканирований на Международной космической станции исследовательская группа обнаружила, что у шести из 11 испытуемых кровь либо вообще почти не текла, либо даже текла в неправильном направлении.

А в некоторых случаях кровь в шейных венах просто плескалась вперед-назад, цитирует издание The Atlantic автора исследования Карину Маршалл-Гебель.

Опасность тромбоза

В одном случае снижение кровотока вызвало образование сгустков крови. У другого астронавта также обнаружили такие сгустки, но уже после его возвращения на Землю. И образование таких сгустков в крови может привести к возникновению тромбоза. Вот только место образования таких кровяных сгустков оказалось весьма необычным. Многим людям тромбозы известны по длительным перелетам, когда сгустки обычно возникают в ногах. Но только невесомость, похоже, оказывает на организм человека совершенно иное воздействие.

До сих пор проблем не было

Непосредственных затруднений со здоровьем из-за необычного кровотока и образования сгустков крови не возникало ни у одного из участников исследования. После их возвращения на Землю сгустки снова растворились. Длительное пребывание в космосе не кажется решающим фактором в сиюминутной перспективе. Сгустки крови могут образовываться в течение нескольких часов или дней. В настоящее время многие астронавты проводят на международной космической станции по полгода или даже еще дольше. Возможно, именно обязательное для участников полетов хорошее физическое состояние космонавтов является причиной беспроблемного развития этого явления.

Важный риск

Тем не менее, подобное влияние невесомости все же может отразиться на пилотируемых миссиях в глубины космоса, в частности, на полетах на Марс. «Мы определенно имеем достаточно доказательств, чтобы рассматривать это как серьезную опасность для здоровья человека при освоении космоса, что требует неотложных дальнейших исследований», - заявила Вирджиния Вотринг из Международного космического университета во Франции. - «Я думаю, что нам следует глубже осознать это, прежде чем начинать долгосрочные миссии, когда космические путешественники будут настолько далеко, что мы не сможем им помочь в случае необходимости неотложной медицинской помощи».