Российские ученые не подтверждают наличие жизни на Титане

Сообщение об открытии внеземной жизни на спутнике Сатурна Титане — информация серьезная, но она не подтверждается строго научными данными. Поэтому наличие жизни на Титане — пока лишь вопрос веры, а российские ученые в это не верят.

Об этом ИТАР-ТАСС заявил сегодня доцент МФТИ и старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр Родин, один из отечественных ученых, вплотную занимающихся исследованием Титана. «Информация в пресс-релизе НАСА — вещь серьезная, а группа, опубликовавшая это сообщение — авторитетная, — сказал Родин.

— Если они сочли нужным высказать такую гипотезу, такова их политика. Но прорывных чисто научных публикаций на эту тему не было, потому с научной точки зрения обсуждать нечего». В этих условиях наличие жизни на Титане — вопрос веры, а мы в это не верим, подчеркнул российский ученый.

Несколько дней назад было сообщено, что специалисты американского Национального аэрокосмического агентства (НАСА) получили данные, на основании которых высказали гипотезу о возможном существовании жизни на спутнике планеты Сатурн Титане. Такие выводы они сделали на основе анализа данных, полученных с американского искусственного спутника «Кассини». «Мы считаем, что находящийся в атмосфере Титана водород используется биологическими формами аналогично тому, как на Земле живые организмы дышат кислородом», — сказал один из исследователей Крис Маккей . Он не исключил, что речь идет о совершенно новой форме биологической жизни, полностью отличной от земной.

Спутник Сатурна Титан — планета под стать своему гигантскому «хозяину»: с диаметром в 5152 км он превышает размеры Меркурия и вдвое больше Луны. Сила притяжения у такого небесного тела достаточна, чтобы держать вокруг него атмосферу. У Титана она состоит из азота, метана, водорода и инертных газов. В этих условиях и обнаружились явления, так впечатлившие тех, кто расшифровывал данные со спутника «Кассини»: у поверхности не найдено никаких следов ацетилена, хотя солнечный ультрафиолет должен постоянно производить его в атмосфере из имеющихся там веществ. Следовательно, что-то уничтожает эти вещества. А поскольку этого «чего-то» наука не знает, остается один вывод: это не «что-то», а «кто-то». А именно: организмы, производящие метан, дышащие водородом и поедающие ацетилен. Именно наличие такого рода бактерий и позволяет объяснить нелогичные явления в атмосфере спутника Сатурна.

Однако российские ученые настроены по отношению к такой гипотезе скептически. «Мы действительно видим на Титане очень сложную органическую химию, — отметил Александр Родин. — Там много углеводородов. Но однозначных данных, которые свидетельствовали бы о наличии жизни, мы не получаем. А то, что мы знаем об условиях на Титане, говорит, скорее, против наличия там жизни». Прежде всего, на планете нет жидкой воды, обосновал ученый такую точку зрения. Температура там составляет 90 градусов Кельвина (- 183 по Цельсию), т.е. практически температура жидкого азота. Метан и азот в атмосфере образуют сложные цепочки органики, но «для жизни условия, мягко говоря, не комфортные», — подчеркнул Родин. «Атмосфера забита органическими соединениями, — признал он, — и они образуют что-то вроде смога. Это сложная органика, но абиогенная, т.е. неживая». Поэтому, убежден исследователь, максимум, что можно наблюдать на Титане, — синтез предельных углеводородов, но не жизнь.

Подробнее: http://news.mail.ru/society/3931006/