Андрей Макронович предлагает Вам запомнить сайт «Космос»
Вы хотите запомнить сайт «Космос»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Без Космоса нет будущего!

Поиск по блогу

Запомнить
Читать

О сайте

Учёные обнаружили третье состояние сознания

развернуть

Британские учёные проанализировали сложность и разнообразие паттернов активности головного мозга человека под действием кетамина, ЛСД и псилоцибина, и обнаружили третье (кроме сна и бодрствования) состояние сознания — гораздо более сложное и непредсказуемое, чем два других.
Учёные обнаружили третье состояние сознания
Разговоры о том, что изучение мозга человека под воздействием психоделиков может помочь понять феномен сознания, ведутся уже давно, однако по-настоящему эта тема начинает разрабатываться только сейчас, когда власти некоторых европейских стран разрешили эксперименты с запрещёнными к продаже и обороту веществами. Только за последний год учёные исследовали активность мозга под действием ЛСД, нашли рецепторы нейронов, с которыми связывается это вещество, и объяснили некоторые характерные свойства, такие как смешение зрительных и слуховых ощущений, «выход из тела» и долгое действие небольших доз.
В статье о новом исследовании ученых из университета Сассекса описывается состояяние изменённого состояния сознания при приеме трёх разных веществ — псилоцибина, известного способностью вызывать галлюцинации, кетамина — диссоциативного психоделика, при приеме которого человек теряет контроль над телом, и ЛСД — вещества, вызывающего, кроме галлюцинаций, много других странных состояний и ощущений.

Учёные взяли за основу отчеты о предыдущих экспериментов, проведённых их коллегами из Имперского колледжа Лондона, и проанализировали данные с помощью алгоритмов, способных находить повторяющиеся паттерны и анализировать их сложность. Ранее подобные расчёты проводились на основе данных, полученных при измерении активности мозга спящих (в том числе усыплённых сильными анестетиками) и бодрствующих людей. В разнице между сном и бодрствованием исследователи ищут определение сознания — феномена, который пропадает, когда мы засыпаем, и появляется вновь в момент пробуждения. Предыдущие исследования показали, что мозг бодрствующего человека активнее и рождает больше сложных паттернов, чем мозг спящего. Однако, как следует из работы британских нейробиологов, бодрствование — это ещё не самое сложное и активное состояние: к самому сложному и активному человеческий мозг переходит под действием психоделических субстанций.
«Состояние мозга после приёма психоделических веществ можно назвать более «высокоорганизованным» — но только если мы говорим о математических характеристиках активности мозга, а именно — о разнообразии сигналов и сложности паттернов», — объясняет один из авторов исследования, профессор Анил Сет (Anil Seth) из университета Сассекса.
По странному совпадению статья британских учёных была опубликована в журнале Scientific Reports в годовщину «Дня велосипеда». 19 апреля 1943 года химик Альберт Хофман впервые испытал на себе психоделический эффект открытого им вещества — диэтиламида лизергиновой кислоты, шире известного как ЛСД.

Анастасия Шартогашева