Таинственное космическое “Темное течение”, прокладывающее путь в глубокий космос...

Далекие скопления галактик загадочно проносятся со скоростью миллион миль в час по траектории, проходящей приблизительно по центру южных созвездий Центавра (Centaurus) и Гидры (Hydra). Новое исследование под руководством Александра Кашлинского (Alexander Kashlinsky) в Центре космических полетов имени Годдарда, НАСА, в Гринбелте, штат Мэриленд, отслеживает это групповое движение - дублированное "темное течение" - на расстоянии, в два раза превышающем первоначально опубликованное...
На фото: Скопление галактик Кома, известное также под названием Abell 1656, находится на расстоянии более 300 миллионов световых лет от нас и названо по названию своего родительского созвездия, Волосы Вероники (Coma Berenices). Кажется, оно участвует в темном течении. Автор: Джим Мисти (Jim Misti) (Высокогорная обсерватория Мисти).

"Мы вовсе не рассчитывали обнаружить нечто подобное, но мы не сможем достичь успеха, если оно уйдет ", – сказал Кашлинский. "Сейчас мы видим, что это нечто продолжает существовать и распространяться на значительно больше расстояния - до 2.5 миллиардов световых лет ". Новое исследование опубликовано в выпуске “The Astrophysical Journal Letters” от 20 марта.

По-видимому, галактические скопления перемещаются вдоль линии, идущей из нашей Солнечной системы в направлении созвездий Центавра/Гидры, более точное направление этого движения пока не удалось определить. Имеется подтверждение того, что скопления перемещаются от центра наружу по этому пути, вдали от Земли, но группа исследователей еще не может исключить существования противоположного течения. "Мы отмечаем движение вдоль этой оси, но прямо сейчас наши данные не могут указывать с полной уверенностью, которую бы нам хотелось иметь, приближаются ли скопления к нам или они просто перемещаются", - заметил Кашлинский.

Существование темного течения - вопрос спорный, потому что распределение материи в наблюдаемой Вселенной не может объяснить этот феномен. Его существование предполагает, что некая структура за пределами видимой Вселенной - за нашим "горизонтом" - стягивает на себя материю в наших окрестностях.

На фото: Окрашенные точки символизируют скопления в пределах одного из четырех диапазонов расстояний, причем последовательное изменение цвета в сторону красного указывает направление увеличения расстояния. Окрашенные эллипсы показывают направление движения системы в целом для скоплений соответствующего цвета. Также показаны изображения представительных (репрезентативных) галактических скоплений в каждом диапазоне расстояний. Автор: NASA/Goddard/A. Кашлинский и др.

Специалисты по космологии считают что СВЧ (сверхвысокочастотный) фон - вспышка света, излученного через 380,000 лет после формирования Вселенной - является основной системой космического отсчета. В соответствии с ней, любое крупномасштабное движение не имеет преимущественного направления движения.

Раскаленный газ, излучающий рентгеновское излучение, в пределах галактического скопления рассеивает фотоны из реликтового электромагнитного излучения (или космического фона в СВЧ - диапазоне) (CMB). Поскольку галактические скопления не в точности следуют модели расширения космического пространства, длины волн рассеиваемых фотонов изменяются в пределах, которые отражают индивидуальное движение каждого скопления.

Это приводит к микроскопическому смещению температуры космического СВЧ-фона в направлении движения скопления. Такое изменение, которое астрономы называют кинематическим эффектом Сюнаева-Зельдовича (KSZ), настолько мало, что оно никогда не наблюдается в одном галактическом скоплении.

Однако в 2000 году Кашлинский, работая с Фернандо - Атрио Баранделой (Fernando Atrio-Barandela) из Университета Саламанки (Испания), продемонстрировал, что можно выделить слабый сигнал из шума измерений, изучая большое количество скоплений.

В 2008 году, вооружившись каталогом, насчитывающим 700 скоплений, который был составлен Гаральдом Эбелингом (Harald Ebeling) из Гавайского университета и Дейлом Кочевски (Dale Kocevski), в настоящее время работающим в Калифорнийском университете, город Санта Круз, исследователи применили этот метод к массиву данных, собранному в течение трех лет с помощью WMAP (Зонда Уилкинсона для исследования микроволновой анизотропии). Вот тогда-то и стало известно о таинственном течении!

Новое исследование берет за основу предыдущее исследование, используя результаты пятилетних наблюдений, полученные WMAP, и удваивая количество галактических скоплений. "В среднем, определение расстояния до каждого скопления, с которым мы работаем, занимает около часа времени работы телескопа, не считая количества лет, необходимых для того, чтобы сначала отыскать эти системы", - сообщает Эбелинг. "Это проект, который требует огромной систематической работы".

В соответствии с исследованиями, проведенными Атрио Баранделой, который сосредоточил свое внимание на выявлении возможных ошибок в анализе, выполненном группой, новое исследование предоставляет значительно более веские доказательства того, что темное течение реально существует. Например, самые яркие скопления при длинах волн рентгеновского излучения удерживают громадные количества горячего газа, искажающего CMB фотоны (фотоны реликтового излучения). "При обработке эти же самые скопления также демонстрируют сильнейшую KSZ сигнатуру - маловероятно, если бы темное течение было простой статистической случайностью", - утверждает он.

Кроме того, группа исследователей, которая теперь включает также Аластаира Эджа (Alastair Edge) из Даремского университета, Англия, разбила каталог скоплений на четыре "группы", представляющие разные диапазоны расстояний. Затем исследователи исследовали преимущественное направление движения скоплений в пределах каждой группы (диапазона). Хотя в том, что касалось величины и точности направления движения, отмечался некоторый разброс, прослеживалось поразительное совпадение общих тенденций между группами.

В настоящее время исследователи работают над расширением существующего каталога скоплений, чтобы проследить темное течение на расстоянии, примерно в два раза превышающем текущее расстояние. Более точное моделирование горячего газа в пределах галактических скоплений позволит получить более точные скорость, ось и направление движения.

Планы на перспективу требуют проведения сверки полученных данных с новейшими данными, полученными в проекте с использованием зонда WMAP и в рамках миссии Планка Европейского Космического Агентства, которые также занимаются составлением карты микроволнового фона.