На Титане открыты весенние ливни

Один из экваториальных штормов Титана принял форму гигантской стрелы, указывающей почти точно на восток. Длина самой «стрелы» — 1200 км, протяжённость каждого её «крыла», отходящего к северу и югу, — по 1500 км. Причудливая облачная система поймана в кадр в сентябре 2010 года (фото NASA/JPL/SSI).

По мере продвижения Сатурна и его спутников вокруг Солнца на Титане постепенно меняется сезон. В его северном полушарии ныне в разгаре весна. К каким ярким переменам в погоде это приводит, показали свежие кадры, переданные с места событий.

Очередную порцию информации с космического аппарата Cassini переварили планетологи. Они и раньше знали, что на Титане существует мощный «круговорот воды» (её роль там играет метан) — дождевые облака, туманы, ручьи, озёра... Но теперь к этой картине добавились новые подробности.

Осенью 2010 года в экваториальном районе Титана объявились мощные системы облаков (ранее подобные украшения, как и большие системы озёр, были замечены лишь в полярных регионах). С учётом года Сатурна это соответствовало условному апрелю — самое время для туч.

Шторм, отснятый Cassini в октябре 2010 года (фото NASA/JPL/SSI).

В последующие несколько месяцев на серии свежих кадров учёные заметили драматические изменения в цвете ряда экваториальных областей. Эти потемнения были проанализированы (при помощи разных приборов), и вывод гласил: «Мы видим результат смачивания дюн Титана метановыми дождями».

Такие свежие следы влаги (высохшие давние русла не в счёт) впервые обнаружены в низких широтах спутника, которые можно сравнить с пустынями.

Учёные говорят, что нынешняя погодная кухня крупнейшей луны Сатурна напоминает земные тропики. Нагрев поверхности солнечными лучами генерирует восходящие потоки воздуха, вызывая мощную конвекцию, перемещение влаги и конденсацию облаков.

Но есть и отличия — на Титане мощные облака намного сильнее смещаются по широте, по мере смены сезонов, тогда как у нас они сдвигаются к северу или югу незначительно.

Разница между штормами Титана и Земли (движением воздушных масс и формированием облаков) лучше всего проявляется по мере смены сезонов, объясняют планетологи. Но и общих черт — очень много (иллюстрация P. Huey/Science).

Все эти выводы учёные ещё будут проверять и уточнять, наблюдая за дальнейшим развитием погодных изменений на Титане. А детали нынешнего исследования можно найти в пресс-релизе NASA и статье в Science.

Изменения в поверхности Титана после дождей. Кадр А снят в 2007 году. Снимок В получен в сентябре 2010-го (одновременно с появлением здесь облаков). С — это октябрь-2010, уже после первых ливней. По потемнению видно, насколько увлажнилась местность. Перемены цвета, кстати, затронули 500 тысяч квадратных километров. D — конец октября, один месяц после шторма. Местность высыхает, но влаги ещё много. Е — январь 2011 года, большая часть местности высохла, но отдельные тёмные (то есть влажные) районы ещё остались. Синим контуром обведены участки с самым сильным изменением (вероятно низины) (фото NASA/JPL/SSI).