В глубоком космосе выявлено нечто очень странное

Космический телескоп Хаббла обнаружил в сверхдальней области Вселенной динамически меняющий свои свойства объект, который невозможно отнести ни к одному из известных классов небесных тел вообще.

Космический телескоп Хаббла выявил в созвездии Волопаса необычный объект. Открытие совершила международная исследовательская группа проекта по поиску сверхновых Supernova Cosmology Project.

Работа под названием http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/0809/0809.1648v1.pdf" target="_blank">Discovery Of An Unusial Optical Transient With The Hubble Space Telescopeопубликована в журнале Astrophysical Journal.

21 февраля 2006 года телескоп проводил наблюдения удаленного скопления галактик CL 1432.5+3332.8, расстояние до которого по величине красного смещения спектральных линий (1,112) оценивалось в 8,2 млрд. световых лет.

В поле зрения телескопа был обнаружен объект с переменной яркостью. Она последовательно возрастала на протяжении более чем 3 месяцев (около 100 суток), достигнув максимума около 21 звездной величины.

Затем начался обратный процесс. За аналогичный период времени яркость объекта снизилась примерно в 120 раз – до 26 звездной величины.

В данном случае речь не может идти о сверхновой. Во-первых, кривая изменения блеска нехарактерна для каких бы то ни было из известных науке сверхновых вообще. Во-вторых, он находится вне каких-либо различимых галактик; по лучу зрения не удалось обнаружить даже какой-либо звезды.

Гипотеза о воздействии на излучение гравитационных линз, до неузнаваемости исказивших его, также пришлось отвергнуть.

Странный объект в минимуме (слева) и в максимуме (справа) блеска. Изображение телескопа Хаббла

Ученым с помощью телескопов Subaru, Keck и VLT удалось зарегистрировать три спектра странного объекта. Все они имеют мало общего как с известными спектрами сверхновых, так и с какими-либо спектрами из имеющихся в стандартной базе данных обзора звездного неба Sloan Digital Sky Survey.

В частности, спектр объекта существенно менялся со временем, и к тому же отличался необычными широкими полосами поглощения.

Быстрое изменение свойств объекта позволяет предположить его небольшие линейные размеры – существенно меньше светового года в поперечнике.

Все это означает, что в данном случае, вероятно, выявлен объект принципиально нового типа. Это, в свою очередь, может означать, что фундаментальные положения современной космологии и астрофизики могут подвергнуться глубокой ревизии.