Андрей Макронович предлагает Вам запомнить сайт «Космос»
Вы хотите запомнить сайт «Космос»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Без Космоса нет будущего!

Поиск по блогу

Запомнить
Читать

О сайте

Павел Пушкин: «На Луне и Марсе человеку делать нечего»

развернуть

Павел Пушкин: «На Луне и Марсе человеку делать нечего»

Гендиректор частной российской космической компании «КосмоКурс» Павел Пушкин, один из конструкторов ракеты-носителя «Ангара», рассказал нашей газете о системном кризисе российской и мировой космонавтики.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД ЛЮДЬМИ

- Чем больше читаю о современной космонавтике, тем больше возникает вопросов. Причем эти вопросы из серии базовых - что мы хотим от космоса, зачем и куда нам лететь?

- Четкого и честного ответа на вопросы, куда мы стремимся и зачем нам космос, ни у кого нет. Сейчас в космической отрасли доминируют две темы - Луна и Марс. Но у меня вопрос: а что мы там будем делать? Зачем там вообще что-то строить?

Жить на Луне и на Марсе нельзя. Хотя некоторые фантасты и отдельные специалисты считают, что можно, но при одном условии - пусть живет кто-то другой, не они. Слабая гравитация, отсутствие магнитосферы, радиация... Бесчеловечный и бессмысленный эксперимент над людьми.

Вопрос, на который у нас пока нет ответа: как жить человеку в космосе? Нужно научиться жить и работать в космосе, а не выживать. А на каком двигателе или ракете и куда лететь - дело десятое.

- Есть какие-то наработки в этой сфере?

- Американцы прорабатывают вопросы, связанные с созданием искусственной магнитосферы, которая дает магнитное поле и радиационную защиту. Они уже создали опытные установки, получили положительные результаты.

Но когда у нас поднимается вопрос о создании станции с искусственной гравитацией, то встают представители нескольких отечественных институтов и говорят: «Мы 60 лет учили человека выживать в невесомости, а вы всю нашу работу аннулируете?» Причем эти же институты доказали, что человек больше двух лет в невесомости жить не может.

Вся дискуссия идет на уровне - давайте слетаем на Марс или Луну, а там посмотрим. Специалисты и целые институты будут до пенсии заниматься Марсом, и им глубоко все равно, долетят или не долетят.

Павел Пушкин: «На Луне и Марсе человеку делать нечего»

Смешно слышать, что где-то внедряют какую-то наукоемкую продукцию, сложную деталь... Нормальная наукоемкая продукция - это когда ты вложил свои знания в то, что можно сделать быстро, легко, качественно и достаточно дешево. Причем это решение должно быть универсально, а не уникально. У нас получается так, что вокруг какого-нибудь клапана создается отдельное подразделение.

ПОЧЕМУ ПАДАЮТ «ПРОТОНЫ»?

- И в то же время за 15 тысяч рублей гайки крутят на воронежском заводе, а потом «Протоны» падают.

- Когда говорят о людях, которые за копейки гайки крутят, то выясняется, что это совершенно не связано с качеством их работы. «Протон» упал из-за того, что датчик был перевернут. Его, кстати, ставили не на воронежском заводе, а на заводе в Филях.

Нашли женщину-контролера, которая его не проверила. На суде она заявила, что после нее была приемка, следовательно, они виноваты, а не она. У нее в голове сидит, что если после нее есть приемка, то она ни за что ответственности не несет.

Дальше - больше. Комиссия просит рабочего поставить датчик. Он ставит его неправильно. Ему говорят: «Но это же неправильно!» А он: «Я всегда так ставлю, я делаю все правильно».

Показывают документацию, а он искренне доказывает, что ее подделали. Самое удивительное - они не просто перевернули датчик, до него не дотягивался кабель, они его нарастили.

Другая история, которая произошла в КБ «Салют» в 70-е годы. Стали заправлять баллистическую ядерную ракету, а из нее топливо хлещет. Проверяют - дырка в баке. Начинают разбираться.

Оказывается, при сварке была обнаружена трещина. Было указание - разделать трещину и заварить. Все паспорта подписаны - от мастера до начальника участка, вот только трещину разделали, но забыли заварить. Люди расписались за работу, которую не сделали. В итоге вопрос замяли, решили не губить людям жизнь. Все это и приводит к тому, что люди всегда «так делают».

- Но существует же защита от дураков.

- На каждого дурака найдется слесарь-защитник. Был случай: сварили бак, опрессовали полностью - прошел все этапы контроля, проверок больше не будет.

Начинают собирать ракету и краном бьют по днищу. Оно выгибается внутрь. Вскрывать его нельзя. Кулибины начинают вспоминать физику. Сделали адаптер, в ночную смену горелкой через него прогрели днище, чтобы через него нагрелся газ в баке и выгнул его обратно.

- Гениально!

- Все у них получилось, но, слава богу, опытные специалисты каким-то чудом заметили изменение цвета металла. С таким баком ракета бы взорвалась.

- Виноваты, как обычно, «лихие девяностые», на которые принято все списывать?

- Да нет, корни сегодняшнего бардака - в 70-х. В 90-х допустили к руководству отрасли людей, которые выросли в 70-80-х годах и доросли до уровня руководства. Они даже не стали разбираться, как построена ракета. Главное - летает, а летает она, потому что мы здесь работаем.

Мы и сегодня продолжаем наступать на те же грабли. Создали «Ангару», а людей, которые ее проектировали, в КБ не осталось, там сидят специалисты, которые не знают, как она была спроектирована. Они даже изменений внести не могут.

Павел Пушкин: «На Луне и Марсе человеку делать нечего»

Хуже того - эти люди подстраивают проект под свои знания. А это деградация.

- Хорошо, затянули гайки, подтянули дисциплину, кадры, культуру производства, осталась сущая мелочь - грамотно сформулировать задачи.

- С этим тоже проблемы. Например, руководство ставит задачу - старт должен быть безлюдным. Хорошее требование, понятное - люди не должны подвергаться риску. Все должно быть автоматизировано. Только на практике по-другому. Подземные автоматизированные механизмы обслуживают столько людей, сколько не обслуживали ракету «Союз», по которой люди, как муравьи, бегали.

Задачу надо было ставить не по автоматизации старта, а так, чтобы людей не было в момент пуска ракеты. А у нас это требование удовлетворяется формально, и получается, как в старом анекдоте про хозяйство с лучшими средними надоями в мире, правда, корова всего одна, и работает на нее весь колхоз.

НУЖНЫ ЛИ КОЛОСКИ КОСМОНАВТАМ?

- Ладно, научились задачи ставить правильно. Куда полетим?

- А куда бы ни полетели - все это сложная, долгосрочная и дорогостоящая задача с неясными перспективами.

- Может быть, как американцы, куда кривая вывезет, без дорогостоящих и амбициозных планов. Сосредоточиться на исследовательских программах?

- Есть много научных исследований, которые обходятся не так дорого и дают уникальные результаты. Например, радиотелескоп «Астрон». Замечательная вещь, вопросов нет. Но вокруг него крутится множество бессмысленных, бесперспективных проектов. Нужно избавляться от балласта.

Или взять Международную космическую станцию, я уже не раз задумывался о целесообразности ее существования. Единственный эксперимент, который там еще не провели до конца, - это эксперимент над человеком. Пшеницу там вырастили по двадцать восьмому разу, у каждого космонавта уже есть по колоску, и они продаются на электронных аукционах. Академия наук уже голову сломала: что бы еще нового придумать для МКС.

На мой взгляд, самая перспективная идея - это космическая орбитальная станция с искусственной гравитацией. Кстати, станция будет дешевле стоить, чем МКС. На ней мы отработаем систему замкнутого жизнеобеспечения. Можно моделировать разные режимы гравитации. С какими проблемами столкнется человек при силе тяжести Марса или Луны? Сможет ли он жить в таких условиях и как долго?

Я не настаиваю, что станция с искусственной гравитацией - единственно верный путь. Должны быть еще варианты. А сейчас все поделились на два лагеря: тех, кто хочет на Луну, и тех, кто хочет на Марс. Ходят по кругу и цитируют Королева, который говорил, что путь человечества в космос лежит через Марс, а промежуточная остановка - Луна.

Королев умер до того, когда поняли, как влияет невесомость на человека. Надо понимать, что есть новые условия, и надо их постоянно переосмысливать. Даже Илон Маск, основатель ракетостроительной компании SpaceX, пересматривает свои планы в сторону менее амбициозных. Он отказывается от форсированной разработки перспективных технологий и переносит сроки возможного полета на Марс.

Вячеслав Степовой.

Источник - mirnov.ru .


Опубликовано 25.09.2017 в 06:34

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин 25 сентября, в 06:44 Прочитайте о нашем "илоне маске", чтобы лучше увидеть этого "космопрходца" - http://www.the-dialogue.com/ru23-pervoprohodcy-chastnoj-kosm....... Текст скрыт развернуть
0
Евсей Спиридонов
Евсей Спиридонов 25 сентября, в 19:51 Чтобы создать искусственную гравитацию, надо хотя бы понимать, что такое гравитация и откуда у неё ноги растут. По моим сведениям, на эту тему есть только гипотезы, точно никто не знает... Текст скрыт развернуть
0
Кириленко Александр
Кириленко Александр Евсей Спиридонов 25 сентября, в 21:34 Большое "колесо", которое вращается. Центростремительное ускорение создаёт силу тяжести. Чем быстрее крутим, тем больше сила тяжести. Текст скрыт развернуть
0
Кириленко Александр
Кириленко Александр Кириленко Александр 25 сентября, в 21:37 F = mv2/R Текст скрыт развернуть
0
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин Кириленко Александр 26 сентября, в 03:53 Только вот понять откуда и что такое "m" не из курса физики, а действительно в природе.... :-) Текст скрыт развернуть
0
Евсей Спиридонов
Евсей Спиридонов Кириленко Александр 26 сентября, в 11:25 С таким же успехом, чем быстрее крутим, тем сильнее растут и центробежные силы. Именно поэтому Луна от нас улетает каждый год на 4 см. Таким образом, ноги космонавта будут притянуты к центру вращения, а голова будет оторвана и улетит к Марсу? Текст скрыт развернуть
0
Некто ВК
Некто ВК 21 октября, в 18:57 Радует, когда пишет человек вменяемый и адекватный. Приятно читать и сознавать, что человек опирается на твердую почву, даже если речь идет о будущем. А также делает правильные выводы из ошибок прошлого и настоящего, не дорисовывая, не подкрашивая и не затирая то, что выглядит несколько неприглядно. Что позволяет заблаговременно избавиться от сопутствующей шелухи бесполезных и никчемных проектов и разработок, излишних затрат на ненужные работы и содержание ничего не производящего административного аппарата.
Я, конечно, величина никакая и авторитет у меня такой же (то есть никакой), но я уже давно пытаюсь донести до людей мысль (а хорошо бы, чтобы дошло и до разработчиков) - пора начинать разработку и внедрение в обиход центробежных конструкций для околоземного космоса и лунных баз (на Луне ведь тоже будет очень тяжело первопроходцам и обслуживающему персоналу без нормальных условий). А искусственная "гравитация" сразу снимет массу ограничений по продолжительности и комфортности пребывания людей (да, наверное, и не только людей) в космосе и на объектах с пониженной силой притяжения. Вовсе не обязательно нацеливаться на целые "города КЭЦ". Лучше всего было бы создать некую сеть различных баз различной принадлежности. Пусть бы каждая страна или объединение контролировали свою собственную базу единолично или коллегиально, но только были бы готовы в случае нужды принять кого угодно и в любой момент. Это бы обогатило возможностями всех космических пионеров. Так же важно, чтобы все конструкции имели типовые модульные составляющие. Вспомните, с чего началась всеобщая массовая компьютеризация. Даже не с разработки недорогого общедоступного чипа Z-80. Это был, все-таки, не столько компьютер, сколько навороченный калькулятор. Рывок в IT-технологиях начался с разработки Pentium-2. Когда была предложена универсальная база для любых периферийных устройств, составляющих собственно компьютер и его окружение. Когда у разработчиков, даже не самого высокого уровня, появилась возможность проектировать, создавать, развивать и применять отдельные специфичные блоки. Так и в космической индустрии пришла пора приобщиться к ней не самым крутым, но амбициозным разработчикам и фирмам. Найти свой конек и получать с него заслуженные дивиденды.
Текст скрыт развернуть
0
Некто ВК
Некто ВК Некто ВК 21 октября, в 20:00 Также, уместно будет сказать, что некоторые модули могут иметь применение и на земле, и на море, и в аэроконструкциях. Тем более, если к ним разработать соответствующие "носители". Сами модули могут иметь назначение для перевозки пассажиров, грузов, как жилые обустроенные отсеки, передвижные лаборатории, склады, топливные баки или иные специфические конструкции в типовом базовом исполнении. "Носителями" могут служить маточные космические базы; аэроконтейнеровозы (разработка которых подспудно облегчает создание безопасных пассажирских средств спасения); маломерные водные контейнеровозы или суда спецназначения легкосборной конструкции; дирижабельные гондолы (совсем не обязательно для насыщенных пассажироперевозок, а, к примеру, для доставки геологических партий вместе с инфраструктурой или групп спасения, вместе с необходимым оборудованием); автотрейлеров и железнодорожных платформ, предназначенных специально для их перевозки. Сам "контейнер", разумеется, должен иметь стыковочные узлы, при необходимости, переходные шлюзы, и весь набор разъемов, подключаемых к средствам обеспечения: воздух, различные газы, топливо, вода, электричество, ассенизация. Так же, внутри должна быть вся необходимая начинка: средства жизнеобеспечения и комфорта. Для конкретной же конструкции вовсе не обязательна полная комплектация. Достаточно того, что предназначено для той или иной модели, в зависимости от назначения. Допустим, нам понадобилась переходная камера для акванавтов. Может пригодиться система очистки воздуха для "космического" модуля и некоторые другие узлы. Но могут быть совершенно бесполезны средства стыковки с другими модулями (хотя в некоторых случаях и они могут пригодиться, скажем, при создании целой подводной базы). Таким образом, за счет типичности и массовости снижаются затраты на разработку и постройку, причем такой подход достаточно гибок и удобен для производителя. Если нет нужды в одном изделии, можно безболезненно переключиться на другое. Текст скрыт развернуть
0
Некто ВК
Некто ВК Некто ВК 21 октября, в 20:52 Касательно вопроса о том, а нужно ли человечеству стремиться на Луну и Марс. Вполне разделяю мнение Вячеслава - людям особо-то на них делать нечего. Но в качестве перевалочной базы без них не обойтись. Не создала пока наша цивилизация ни виманов ни летающих тарелок, чтобы сразу углубиться в просторы вселенной. А потому есть нужда в разработке средств доставки и жизнеобеспечения именно для этих планет. Но вот по методам освоения я категорически не согласен с устоявшимся мнением. Постройка баз на поверхности планет - величайшая глупость как фантастов, так и инженеров разработчиков. Я уже писал ранее на других обсуждениях, что для успешной экспансии космических объектов необходимо человечеству вновь найти или открыть две потерянные технологии (либо найти им замену). Одна технология подразумевает поднятие и маневрирование в пространстве тяжелейших грузов (монолитов твердых пород). Вторая имеет ввиду легкую обработку этих самых монолитов - нарезку и обработку с высокой точностью. Такие технологии позволят, скажем, в глубоком лунном каньоне выпилить пространство под жилье и прочие технические нужды, накрыть их мощнейшими плитами и засыпать лунным грунтом. Тогда и метеорные дожди не будут представлять никакой угрозы, и радиационная защита будет на высшем уровне, и герметичность будет обеспечена (достаточно изнутри покрыть стены лаком, тогда и газопропускающие породы не будут давать утечек). Для примера можно вспомнить созданные по таким же технологиям сооружения близ египетских пирамид, где даже лезвие не просунешь в стыке плит. Внутри же должны быть оборудованы центрифуги для жизни и работы персонала. И только наблюдательные посты, средства связи и техническое оборудование для обслуживания космодромов и прибывающих-отбывающих ракет должно быть снаружи. Те же технологии должны использоваться при экспансии Марса. Тогда ни низкая гравитация, ни низкое давление, ни ядовитая атмосфера, ни радиация не будут представлять для человека ежеминутной смертельной угрозы. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 9
Комментарии Facebook
Блог
Известный астрофизик готовится сделать сенсационное заявление:”Люди должны знать правду, какой бы страшной она не была!”
19 окт, 07:18
-7 13
Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
16 окт, 07:33
+11 5
Космос - современная индустрия или большая тайна человечества?
16 окт, 07:29
+3 1
Среда. Весь доступный НАУЧПОП в нашем дайджесте:
16 окт, 07:20
+7 0

Последние комментарии

Некто ВК
Некто ВК
Некто ВК
Леопольд Кудасов
Геннадий Волков
Андрей Гороховик
Адам Меровей
Samarium
Евгений Бузаев
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин
А, Вы - наш "информатор" ... :-)
Юрий В Радюшин Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
Анатолий Уложенко
Рустем 1
Беня то ельцин борька
Рустем 1 Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
Юрий В Радюшин
А кто такой Беня и причем тут Россия!?
Юрий В Радюшин Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
Рустем 1
Наталия Шнитникова
Отличный фильм!!!!!!!!!!
Наталия Шнитникова Космос - современная индустрия или большая тайна человечества?
Некто ВК
Некто ВК
Алексей Камратов
Некто ВК
Федор Осетин
Косоглазый косой. И я в восторге от этой мозголомки=))
Федор Осетин Ну, у русских и язык
Victor Rasskazov
пусть НАСА на Луну для начала слетает
Victor Rasskazov Варп-двигатель NASA. Когда мы полетим к далёким-далёким галактикам?
Андрей Ремизов
Андрей Ремизов
nodar cnincharauli
Юрий В Радюшин
Эдуард Тихомиров
Ник Иванов
Андрей Щеголеватых
Эдуард Тихомиров
Mikhail Brezgunov
Адам Меровей
Юрий Атаманов
Ник Иванов
Gena Lipatov
Александр Самсонов
Владимир Сабакарь
Arthur Avanesyan
Адам Меровей
Гена Гушанов
Адам Меровей